ирина долгушина
Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста, в рамках поисково-краеведческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.
Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательно - образовательном процессе.
Публикация «Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста, в рамках поисково-краеведческой деятельности» размещена в разделах
Один из вариантов работы по поиско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, который использую как наиболее эффективную форму обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями : Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места Тевриза не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке виртуальной экскурсии мы составляем алгоритм действий.
Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. К примеру, семьям предлагается выполнить задание, согласно темы проекта, в результате выполнения которого создается видеотека из фотографии и видеозаписей.
Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии.
Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними.
Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.
При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения практики.
1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.
2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседы педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ.
4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Например: применение данной экскурсии «Природа Родного края» включает в себя ознакомление дошкольников с природой родного края
При этом решаются задачи:
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию.
При ознакомлении детей с миром природы очень важно сформировать у детей образы изучаемого объекта, явления. При этом, учитывая возрастные особенности детей, образ должен быть ярким, насыщенным, динамичным, а для формирования правильного естественнонаучного представления реалистичным.
В соответствии с возрастными особенностями детей и спецификой изучаемого материала непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению детей с родным краем эффективно проводить в форме путешествия. Данное пособие, благодаря фотографиям пейзажей, звуковому сопровождению предоставляют возможность «развернуть» созданную воображаемую ситуацию и поддерживать её на протяжении всего педагогического мероприятия. Например, «идём с вами дальше в лес по тропинке» - на слайде изображение леса с тропинкой, «Ребята, посмотрите на нашем пути река» - изображение реки, «вот мы с вами и пришли» - соответствующее сюжету изображение (лес, поляна).
Использование наглядных пособий по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств. Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько наш край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их.
Данную видео-экскурсию использую в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми;
например: в образовательной деятельности :
Речевое развитие, дети составляют описательные рассказы по картине.
Художественно-эстетическом развитие: творческими заданиями могут быть: "Осенний лес", "Зимние лес", "Весна-красна", "Цветы", "Сбор урожая"и т. д. где дети передают в рисунке образ, сюжет.
Социально- коммуникативное развитие «Расширяем представление о труде сельских жителей, Формируем интерес к людям новых профессий – фермер, хлебороб, и тд.
В совместной деятельности с детьми проводим :
- познавательные беседы «Мой край родной – Тевриз»,
- прослушивание песен о родном поселке, чтение стихов,
- изготовление альбома «Природа моего края»,
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Данная видео-экскурсия убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании.
Следующая видео-экскурсия «Стелы- Тевриза».
В нашей стране есть добрая традиция – называть улицы городов и посёлков именами достойных людей нашей Родины. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах жителей нашей большой страны.
Во время работы по созданию данной видео-экскурсии пришлось познакомиться с историей происхождения названий некоторых улиц Тевриза, что позволило лучше понять историю не только своего посёлка, но и нашей страны.
Знакомим детей с названием и происхождением таких улиц, как: улица Валерия Павловича Чкалова, Маршала Жукова, Николая Васильевича Плюснина, Дмитрия Михайловича Карбышева и др. Название этих улиц действительно тесно связано с судьбами героев, которые для многих поколений советских людей стали символом мужества, героизма и верности родине. И через изучение возникновения названия улиц, мы расширяем знания детей не только по истории родного посёлка, но и знакомим с биографией жизни, подвигов героев ВОВ. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста.
Тевриз продолжает строиться. Возникают новые жилые массивы, и в названии новых улиц будет отражаться новая история посёлка и страны. В наши дни, когда мы с таким трудом возрождаем свою духовность и обращаемся к своим корням, следует помнить, что наш посёлок впервые упоминается в документах 1875 года, как русское поселение государственных крестьян. В каждом поколении тевризян были свои достойные представители. Мы можем сохранить память о них в названиях улиц нашего посёлка.
Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».
Следующая видео-экскурсия о которой хотелось бы вам рассказать, это музей. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с краеведческим музеем. С детьми мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе Тевризского района, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Знакомили детей с традиционной одеждой русского народа, с национальной русской избой. Но как вы понимаете, не всегда мы можем совершать прямые экскурсии в музей, поэтому совместно с родителями создали видео-экскурсию «Музей». Данную видео-экскурсию использую так же в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
В дальнейшем мы планируем взаимодействовать и с отдаленными музеями, которые находятся в нашем районе. Это в деревне Екатериновка. Например в деревне Тайчи хороший школьный музей, данная видео-экскурсия уже заснята, сейчас находится у нас в обработке. Н следующий год планируем, не покидая стен нашего детского сада совершать данные экскурсии, знакомить детей с культурой, традициями других национальностей.
Однако для того, чтобы мультимедийные пособия давали только положительный эффект я соблюдаю регламент работы с мультимедийным пособием в соответствии с СанПиН.
Хотелось бы сделать вывод, о том, что использование мультимедийных пособий помогают детям получать знания о природе, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе обучения, учиться устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, соблюдать правила поведения, сопереживать. Таким образом, систематическое использование виртуальных экскурсий в ДОУ в сочетании с традиционными методами, позволяет сделать процесс знакомства воспитанников с родным поселком наиболее эффективным и качественным.