Анна Доставалова
Викторина «Знатоки» для актуализации знаний по русскому языку
ВИКТОРИНА "ЗНАТОКИ"
для обучающихся 5-6 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1,
проводимая в рамках недели русского языка
Цель и задачи – актуализация знаний обучающихся по русскому языку, коррекция и развитие их устной и письменной речи.
Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация, карточки с письменными заданиями, ручки, жетоны, медали (или другие призы).
Ход мероприятия:
1 Вводная часть
Публикация «Викторина „Знатоки“ для актуализации знаний по русскому языку» размещена в разделах
- Викторины по русскому языку
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
А. П. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встретились, чтобы определить лучшего грамотея. А как вы думаете, кто такие грамотеи? (Это грамотные люди. Человек, который обучен грамоте. Он правильно пишет и говорит, знает и умеет применять правила русского языка).
О. В. Наша викторина будет состоять из 4 туров (этапов) с вопросами и заданиями. За правильные ответы вам будем выдавать жетоны, которые вы собираете. В конце подведем итоги и выберем лучшего грамотея с наибольшим количеством жетонов. Итак, начинаем!
2 Основная часть
А. П. 1 ТУР: разминка. Внимательно слушайте вопросы. Обдумайте ответ, за правильный ответ выдаем жетон.
В каком слове все согласные звуки твердые и почему?
1)мел;
2) лось;
3) тема;
4) можешь. (+)
В каком слове количество звуков и букв совпадает?
1) мать
2) беречь
3) вернёшься
4) булка (+)
Вася вышел из дому, постоял и вернулся. Когда мама спросила его, что он делал, Вася ответил: «Я погулял и пришёл …». Как правильно закончить фразу?
1) взад
2) взат
3) назад (+)
4) на зад
5) назат
Как правильно называть жительницу Индии?
1) индейка
2) индийка
3) индианка (+)
4) индюшка
5) нет правильных
Какое слово напишем с заглавной буквы почему?
1) ГОРОД
2) МОСКВА (+)
3) ИВАНОВИЧ (+)
4) ШКОЛА
5) ЖУЧКА (+)
В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в
Какое слово не родственное остальным?
1) свинья
2) свинопас
3) свинец (+)
4) свинство
5) свинарник
О. В. Динамическая пауза: упражнение для развития умения сопровождать действия речью «Проглот» (Дети берут платочек за уголок и собирают целиком в кулак, используя пальцы правой руки, потом левой руки. Сопровождают действия речью).
У меняживетПРОГЛОТ!
Весьплатоконскушал, вот!
Сразустало у Проглота
Брюхо, как у бегемота!
2 ТУР: «Играем с буквами и слогами» (Для работы в этом туре надо разбиться в команды по 2 человека).
• А. П. Конкурс «Буквы рассыпались».Каждая команда получает карточку. Надо собрать слово из букв, поставив их нужном порядке и записать правильный ответ в пустом столбике напротив. Кто первый выполнит задание-поднимайте руку.
КСАЛЁВ
КООН
МИШАНА
ДАГОРО
КЖРУАК СВЁКЛА
ОКНО
МАШИНА
ДОРОГА
КРУЖКА
• О. В. Конкурс «Кто больше?». Из букв слова КАБЛУЧОК составьте как можно больше коротких слов и запишите их на листочек.
• А. П. Конкурс «Отгадай ребусы». Отвечайте устно, поднимайте руку.
• О. В. Конкурс «Рассыпались слоги».Каждая команда получает карточку. Надо собрать слово из слогов, поставив их нужном порядке и записать правильный ответ в пустом столбике напротив. Кто первый выполнит задание-поднимайте руку.
КА-МУ
ЛЕ-ПО
ТЫ-ЦВЕ
ВО-НА-РО
РО-НА-КО
МЕЛЬ-РА-КА
ЧОК-ДУ-СУН МУКА
ПОЛЕ
ЦВЕТЫ
ВОРОНА
КОРОНА
КАРАМЕЛЬ
СУНДУЧОК
А. П. Выполним физминутку с капитаном крабом и повеселимся. Повторяйте движения и слова.
3 ТУР: «Составляем пословицы».
1. О. В. Найдите объяснение к каждому устойчивому выражению (проведите линию). Отвечайте по одному.
Сидеть сложа руки. Громко кричать.
Держать ухо востро. Быть непослушным.
От рук отбиться. Быть внимательным.
Во всю ивановскую (кричать) Ничего не делать.
2. А. П. По двум словам составьте пословицу.
Дело, мастер.
Труд, лень.
Встречают, провожают.
3. О. В. Из данных слов составьте пословицу:
Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят.
4. А. П. Внимательно прочитаем отрывок произведения, подумаем какая пословица подходит к тексту? (Один за всех, и все за одного).
4 ТУР: «Грамматическая арифметика» (О. В.) Составим слова по формуле и запишем их на листок.
3 часть: Заключительная
Подсчет жетонов и выбор лучшего «ГРАМОТЕЯ», награждение, подведение итогов и игра «Договори словечко»
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором словечки добавляйте.
Рисовать решил я дом.
Открываю свой ….(альбом).
Что альбом раскрасит наш?
Деревянный … (карандаш).
Вдруг прямою станет змейка,
Если есть в руках … (линейка).
В альбоме буду рисовать,
А для письма нужна … (тетрадь).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил… (точку).