Евгения Брянцева
Сценарий викторины «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Культура речи педагога».
Цель:
• повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
• уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
• Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
• способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Публикация «Сценарий викторины „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход викторины:
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, не каждый из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :
-речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
-в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Для того чтобы совершенствовать свою культуру речи, педагогу необходимо постоянно работать над собой, повышая уровень общей культуры, что будет способствовать росту его педагогического мастерства.
Именно поэтому для педагогов проводятся различные мероприятия. Сегодня я предлагаю вам проверить свои знания и свою речь в викторине.
Так как Новый год уже в пути, мы с Вами будем готовиться к этому празднику – украшать елочки игрушками, которые Вы будете получать за правильные ответы. По окончании викторины наглядно увидим команду победителя. Итак приступим.
Я предлагаю вам разделиться на две команды (красные и синие).
1 задание.
Произнеси скороговорку с интонацией, передавая разное отношение к случившемуся:
- злость
-удивление
- грусть
- радость
1. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда»
2. «Сорок сорок в короткий срок съели сырок»
3. «Дарья дарит Дине дыню»
4. «Белые бараны били в барабаны»
2. задание «Объясните смысл пословицы».
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)
В одно ухо влетело, в другое вылетело. (Означает, что человеку совсем не интересно то, о чем ему говорят в данный момент. Он даже не запомнил, или не хотел запоминать все, что ему сказали, или о чем его просили.)
В тихом омуте черти водятся. (Такой пословицей говорят о скрытном человеке, который с виду тихий и скромный, но способен на поступки, причем поступки, не всегда хорошие, так как упоминают чертей).
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Смысл пословицы в том, что когда хочешь делать одновременно два дела, или уделять время двум событиям сразу, то чаще всего не добьешься успеха или результата ни в одном из дел. Лучше сконцентрироваться на каком-то одном деле.)
Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. (Означает, что если ты хочешь что-то получить или чего-то добиться, то нужно проявлять инициативу и прикладывать усилия для достижения своей цели. «Вряд ли гора придет к тебе сама.»)
Детей наказывай стыдом, а не кнутом. ( Пословица говорит: наказание должно давать детям возможность понять почему их поступок плохой, чтобы они осознали свою вину, сделали выводы. А ремень и палка дадут только боль, но не будут осознаны ошибки.)
Добра желаешь — добро и делай. (Хочешь чтобы было счастье в жизни, делай добрые дела и добро вернется к тебе вдвойне. Это закон Жизни.)
Глаза страшатся, а руки делают. (Говорится в том случае, когда нужно делать трудное, незнакомое дело, которое кажется сложным, но делать его нужно обязательно.)
3. задание «Составь пословицу». Педагогам раздаются по листку бумаги, на котором написано по два слова из известных пословиц. Задача – как можно быстрее составить пословицы, в которых бы встречались указанные слова.
1. Перо – топор. (Что написано пером, не вырубишь топором)
2. Время – потеха. (Делу время, потехе час)
3. Слово – воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
4. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров)
5. Труд – пруд. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)
6. Свет – тьма. (Ученье – свет, а не ученье – тьма)
7. Хлеб – голова. (Хлеб всему голова)
8. Дело – смело. (Кончил дело – гуляй смело)
9. Долг – платеж. (Долг платежом красен)
10. Журавль – синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
11. Сеять – жать. (Что посеешь, то и пожнешь)
12. Терпенье – труд. (Терпенье и труд все перетрут)
4. Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента педагогам. (5 мин)
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «педагоге». Тот «педагог», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!
5 задание. «Умный словесник»
Назовите одним словом.
1. Фуражка без козырька (бескозырка)
2. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой (бутерброд)
3. Большая разливательная ложка (половник)
4. Блюдо для сухарей (сухарница)
5. Кувшинчик для молока (молочник)
6. Тушит пожар (пожарный)
7. Лечит домашних животных (ветеринар)
8. Назовите врача, делающего операции (хирург)
9. Назовите помощника врача (медсестра)
10. Назовите зубного врача (стоматолог)
11. Кто нам хлеб выпекает? (пекарь)
12. Кто печет торты? (кондитер)
13. Как назвать прием пищи? (еда)
14. Дневной прием пищи (обед)
15. Где живет лошадь? (в конюшне)
16. Где живет свинья? (в свинарнике)
17. Где живет корова? (в коровнике)
18. Где живет собака? (в будке)
6 задание. Объясните ситуацию.
1ситуация. Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает банкетку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
2 ситуация. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.
Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.
Все вопросы нашей викторины раскрыты. Могу отметить, что участники команд были активными, грамотными, правильно отвечали на поставленные вопросы. Показали знания в вопросах речевого развития, которое является главной составляющей успешного взаимодействия с детьми и их родителями.
А теперь подведем итог: посмотрите, какие елочки стали нарядные. По количеству игрушек на них мы сможем назвать победителя.
Итак, сегодня в викторине победила команда___. Давайте аплодисментами поздравим их. Примите подарки.