Нафига Галямова
Викторина для педагогов «Будем говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
(Деление на компании по карточкам (красные, зеленые, синие)
Слова, слова, слова!
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами.
И все, что в памяти у нас – означено словами.
Они слышны и здесь, и там – на улице и дома.
Одно – давно привычно нам, другое незнакомо.
Слова, слова, слова! Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – в огромном море, море слов купаться ежечасно.
Публикация «Викторина для педагогов „Будем говорить правильно“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
А наша задача, педагогов, при этом такова : научить ребенка правильно использовать эти слова, научить экспериментировать с ними, сделать так, чтобы ребенок, в дальнейшем, в школе мог хорошо читать, грамотно писать, лучше понимать, воспринимать изучаемое, четко излагать свои мысли. Немаловажную роль при этом играет культура речи именно воспитателя, который должен владеть собственной речью и неустанно заботиться об её усовершенствовании. Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.
Сегодня день особый
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за чем – запоминайте!
мы проведем викторину по теме “ Будем говорить правильно”. У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме
Сначала подготовим язычок (упражнение с использованием зеркал)
Артикуляционная гимнастика (Стихотворная сказка «У бабушки с дедушкой»)
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем «Спасибо» и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.
Презентация.
(слайд 1Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас.)
Давайте ещё раз вспомним, из каких разделов состоит понятие «речевое развитие»?
(слайд 2 Основные направления)
(слайд 3 Методы развития речи. (расшифруйте отдельно взятый метод
(слайд 4 Методы развития речи)
1 команда 2 команда
Что такое звуки?
Сколько в русском языке гласных букв?
Какие звуки всегда твёрдые?
Назовите формы речи.
Назовите основные типы повествовательных текстов Что такое буквы?
Сколько в русском языке гласных звуков?
Какие звуки всегда мягкие?
Какие умения развиваются в диалоге?
Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств действий?
3 команда
Что такое алфавит?
Какие буквы не обозначают звуков?
Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям?
Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине.
1. Выбрать правильный ответ
Какая из задач не относится к задачам по формированию словаря?
а) Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
б) Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
в) Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.
2. Выбрать правильный ответ
Для выявления понимания ребенком смысловой стороны слова подходит задание:
а) придумывание рассказа;
б) употребление имен существительные в родительном падеже единственного и множественного числа;
в) подбор синонимов, антонимов;
г) выделение звука в разных частях слова.
3. Выбрать правильный ответ.
Центральной, ведущей задачей развития речи является:
а) развитие словаря;
б) воспитание звуковой культуры речи;
в) формирование грамматического строя речи;
г) развитие связной речи.
4. Выбрать правильный ответ.
Способность к звуковому анализу слов развивается на основе:
в) внимательности детей к речи собеседника;
б) развития фонематического слуха у детей;
в) формирования выразительной речи у детей.
5. Выбрать правильный ответ.
Как планируется работа по звуковой культуре речи?
а) На каждом занятии по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
б) Только на занятиях по развитию речи.
в) Один раз в месяц на занятиях по развитию речи.
6. Выбрать правильные ответы
К задачам развития речи дошкольников относятся:
а) ознакомление с окружающим;
б) обогащение словаря;
в) воспитание интереса к художественной литературе;
г) развитие связной речи;
д) воспитание звуковой культуры речи;
е) совершенствование грамматической правильности речи.
7. Выбрать правильный ответ
Одной из главных задач словарной работы является:
а) обогащение, расширение и активизация словарного запаса;
б) построение простых и сложных предложений;
в) развитие речевого слуха;
г) отчетливое произношение всех звуков родного языка.
Физминутка «Любимые сказки»
Будем мы маршировать
Будем сказки вспоминать
«Рукавичка» (поднимаем руку)
«Теремок» (делаем «крышу» над головой)
«Колобок» – румяный бок («рисуем» круг руками)
Есть Снегурочка – краса(«рисуем» фигуру Снегурочки)
«Три медведя», «Волк и лиса» (имитируем движения)
Не забудем «Сивку – Бурку»
Нашу вещую Каурку
Про Жар – птицу сказку знаем (имитируем полет птицы)
«Репку» мы не забываем
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад. (маршируем)
задание “Мы – поэты» ” (слайд 5)
Что такое чистоговорка?
Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.
Ваша задача – придумать чистоговорки
1 команда
Ша- ша – ша
2 команда
Са – са – са
3 команда
Жа – жа – жа
задание “Подбери слова”
Придумать как можно больше слов-определений про зиму.
Зима КАКАЯ? ((По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться)
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: снежинки (Что могут ДЕЛАТЬ снежинки?)
задание “Найди пару” (слайд 6)
Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм — это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл.
Ваша задача найти пару.
• 1 команда – противоположные по смыслу - антонимы
Фразеологизмы – антонимы
— Тяжёл на подъём (1)
— Семь пядей во лбу
— Заваривать кашу(3)
— Капля в море(4)
— По пальцам можно пересчитать
— Не покладая рук (6)
— Засучив рукава(7)
— В двух шагах(8) — Спустя рукава(7)
— Капля в море
— Лёгок на подъём (1)
— Сложа руки
— Обвести вокруг пальца
— Сколько душе угодно
— Как с гуся вода
— Чуть свет
— И след простыл
— Один на один
— Хоть пруд пруди(4)
— Ноль внимания
--- Сколько душе угодно
— Звёзд с неба не хватает
— Расхлёбывать кашу(3)
— За тридевять земель(8)
— Как ветром сдуло
— Рукой подать
— Вверх дном
— На краю света
— Ни рыба, ни мясо
2 команда – похожие по смыслу - синонимы
Фразеологизмы – синонимы
— Вверх ногами(1)
— Водить за нос(2)
— И был таков(3)
— И в ус не дуть(4)
— Кот наплакал(5)
— Ни свет, ни заря(6)
— С глазу на глаз(7)
(8)— Поминай как звали — Спустя рукава
— Капля в море(5)
— Лёгок на подъём
— Сложа руки
—(2) Обвести вокруг пальца
— Сколько душе угодно
— Как с гуся вода
— Чуть свет(6)
— И след простыл(3)
— Один на один(7)
— Хоть пруд пруди
— Ноль внимания
--- Сколько душе угодно
— Звёзд с неба не хватает
— Расхлёбывать кашу
— За тридевять земель
— Как ветром сдуло(8)
— Рукой подать
— Вверх дном(1)
— На краю света
— Ни рыба, ни мясо
3 команда - объяснить значение фразеологизмов
-Семь пядей во лбу (умный)
• -Как с гуся вода (ничего не беспокоит, не волнует)
• -Водить за нос (обманывать, обычно обещая что –либо и не выполняя)
•
• - Звезд с неба не хватает (не отличается большими способностями, умом)
• -Рукой подать
• -За тридевять земель
• -Расхлебывать кашу
• -Ни рыба, ни мясо (человек без четко выраженной жизненной позиции, не способный на активные действия
задание “Скороговорка” (слайд 7)
Что такое скороговорка?
Скороговорка рассказывает о каком-то, может, и незначительном, но событии. В ней есть мысль, которая выражается словами. А слово должно быть действенным.
Вам нужно выбрать карточку со скороговоркой, произнести скороговорку с различной интонацией, передавая разное отношение к случившемуся.
1 команда : скороговорка «Валин валенок провалился в прогалинок»
- констатация факта
- сожаление
2 команда: скороговорка «Котик ниток клубок закатил в уголок»
- радость
- злость
3 команда: скороговорка «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке»
- удивление.
- злость
Таким образом, вы убедились, как можно работать над интонационной выразительностью, используя скороговорки
6 задание – “Длинная история” (слайд 11)
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов ДОУ. “Программой воспитания в детском саду” предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию. Показателем несформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста является – нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи.
Мы вам предлагаем игру “Длинная история”.
Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д.
Итак, наша викторина подошла к концу. Вы сегодня показали свои творческие способности и теоретические знания. А мы показали, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи, которые являются основой коммуникации.
.Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива
В заключение, как всегда, рефлексия. Продолжить фразу (вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)
• Мне понравилось.
• Особенно интересно было.
• Я получила удовольствие от.
• Для меня было сложным.
• Не совсем было понятно.
• Возьму в работу.
• Я сегодня поняла.
• Я воспользуюсь приёмом.
• Сегодня меня раздражало.
• Я получила информацию.