Иван Лунин
Мастер-класс для педагогов ДОО «Как правильно организовать планирование и проведение утренней гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОО, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Как правильно организовать планирование и проведение утренней гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.
Цель методической разработки:
знакомить педагогов с современными приёмами и подходами к проведению утренней гимнастики в ДОО, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников;
способствовать формированию умения педагогов организовать и провести утреннюю гимнастику, вызывающую у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, вырабатывающую привычку осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи методической разработки:
Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников.
Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников.
Представить методику проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп в форме мастер - класса инструктора по физкультуре.
Составить таблицы дозировки упражнений по каждой возрастной группе
Ожидаемый результат:
Создание программно - методической базы для повышения квалификации воспитателей ДОО в данном направлении.
Выбор наиболее приемлемых для проведения на базе ДОО методов проведения утренней гимнастики.
Практическая значимость:
Методические рекомендации позволят педагогам ДОО правильно организовать планирование и проведение утренней гимнастики.
1. Задачи и значение утренней гимнастики
Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития.
Утренняя гимнастика имеет своей задачей укрепление и сохранение здоровья человека, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности.
Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.
Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.
Так же утренняя гимнастика в детском саду имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-
оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
2. Организация утренней гимнастики
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, с весны и до поздней осени в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на групповой площадке. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в помещениях согласно графику проведения утренней гимнастики. Перед занятием помещение проветривается.
Дети занимаются в повседневной одежде.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.
3. Структура утренней гимнастики
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей :
вводная
основная
заключительная.
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
3.1. Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий;
формирование правильной осанки;
подготовка организма к выполнению более сложных упражнений
Содержание:
построения (круг, в шеренгу, в колонны и другие);
строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону и другие);
непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом и другие);
бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
3.2. Основная часть утренней гимнастики
Задачи:
укрепление основных мышечных групп;
формирование правильной осанки.
Содержание:
выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц;
затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
3.3. Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:
восстановить пульс и дыхание.
Содержание:
заключительная ходьба с выполнением различных заданий;
дыхательные упражнения;
малоподвижная игра.
4. Формы проведения утренней гимнастики
Используются различные формы проведения утренней гимнастики :
традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», Зоопарк», «Жучки» и др. ;
игрового характера (из 3- 4 подвижных игр);
с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).
5. Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке,
составляет комплекс. Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими
требованиями:
комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц;
в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения;
упражнения должны выполняться из разных исходных положений;
подбираются упражнения разной интенсивности, темпа;
чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов;
используется музыкально - ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись);
каждый комплекс должен быть интересен детям.
Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель.
Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.
Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
6. Методика проведения утренней гимнастики
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
6.1 Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста
Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в группе раннего возраста.
Так же как и в других возрастных группах она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно.
Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.
Учитывая, что многие дети в раннем возрасте не сразу включаются в\ организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной, неторопливой.
Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.
Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме.
На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, колечки, кубики.
В заключение основной части следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.
Комплекс гимнастики для детей до 3 лет содержит 3 – 4 общеразвивающих упражнения, количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 минут. Комплекс гимнастики в младшей группе для детей от 3 до 4 лет содержит 4 – 5 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5 – 6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 – 6 минут.
Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 2 недели.
Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. В раннем возрасте упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Зайки», «Птички» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца.
Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.
При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения