Надежда Башкирова
Виды технологий работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования
Педагогические технологии реализуются через организованные педагогом различные виды деятельности учащихся: учебную, игровую, воспитательную,
развивающую и т. д.
Наибольший интерес для сферы дополнительного образования детей вызывает классификация педагогических технологий, определенная в ряде научных работ В. Г. Гульчевской [6,55], [5,21], согласно которой педагогические технологии подразделяются на три блока:
- формирующего обучения (объяснительно – иллюстративные);
- развивающего обучения (проблемного обучения, в т. ч.
Публикация «Виды технологий работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
проблемно – модульного);
- личностно – ориентированные (ситуативного
обучения, что позволяет педагогам разных уровней
готовности к инновационной деятельности апробировать их
на практике.
Среди педагогических технологий формирующего
обучения автором выделяются:
- Технология программированного обучения.
- Технология алгоритмического обучения.
- Технология поэтапного формирования умственных
действий.
- Технология модульного, дифференцированного
обучения[6,82].
«Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не столько приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей:
способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу»
Среди технологий развивающего обучения можно назвать: технологии проблемного обучения, коммуникативно-диалоговые технологии, игровые
технологии и технологии развития критического мышления.
Среди педагогических технологий развивающего обучения можно выделить – игровые технологии, такие, как:
- Игры - ситуации.
- Сюжетные игры.
- Игры-драматизации.
- Игры-имитации реальной деятельности.
- Состязательные игры.
- Коммуникативные игры (диалоги, дискуссии).
- Игры-процессы (моделирующие проявление
способностей, личностных качеств в несюжетных играх).
Игровая технология обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что
повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.
Коммуникативно-диалоговые технологии считаются
наиболее разработанными и применяемыми на практике в
сфере дополнительного образования детей, это:
- проблемная дискуссия;
- дискуссия-диалог;
- межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»);
- дискуссия с игровым моделированием;
- направленный диалог;
- дискуссия на основе обмена мнениями в формах:
«Круглый стол», «Заседание экспертной группы»,
«Симпозиум», «Конференция», «Дебаты».
Наиболее эффективной среди коммуникативнодиалоговых технологий, реализуемых в сфере дополнительного образования детей является технология «Дебаты».
Технология проблемного обучения основана на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин.
Под технологиями проблемного обучения понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- обучение детей в процессе решения проблем;
- сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний
в готовом виде.
Социально-воспитательные технологии направлены на формирование личности, осознающей и принимающей ценности человеческого общества, свободы, демократии; строящей свои отношения на принципах равноправия и
ненасилия; социально активной и законопослушной; знающей и защищающей права и свободы человека; способной участвовать в творческом преобразовании действительности; ориентирующейся на гуманистические
ценности; постигающей свой собственный мир, имеющей потребность к самопознанию и самореализации.
Реализацию данной парадигмы обеспечивают следующие прикладные технологии : технология коллективной творческой деятельности; игровые, клубные технологии; технологии социального проектирования; формирования
политического и экономического мышления; формирования навыков трудовой деятельности. К формам воспитательной работы можно отнести спортивные состязания, концерт – «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, эстафету любимых занятий, литературно-художественные конкурсы и т. п.
Таким образом, педагогические технологии, применяемые в сфере дополнительного образования детей с ОВЗ, способствуют развитию детей, помогают участвовать в игровой, познавательной, трудовой деятельности, Цель внедрения педагогических технологий – дать почувствовать детям с особенностями развития радость труда, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка с ОВЗ, включив его в активную деятельность.