Алла Мальгина
Логопедическое занятие по дифференциации звуков [P] и [P’] «Птицы».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дифференциация звуков [P] и [Р’].
Задачи:
• Образовательные: Уточнить характеристику звуков [P] и [P']; обобщить словарь по лексической теме «Птицы»;
• Коррекционные: Упражнять в правильном произношении звуков [P] и [P'] в словах и фразах; отработать умение проводить звуковой анализ и синтез слов; закрепить умение делить слова на слоги;
Публикация «Логопедическое занятие по дифференциации звуков [P] и [P’] „Птицы“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивающие: Развивать фонематический слух и восприятие в процессе определения наличия и места звуков [P] и [P'] в словах; развивать мыслительные операции (обобщение, анализ, сравнение) через выполнение специальных упражнений; развивать память, произвольное внимание, самоконтроль;
• Воспитательные: привитие любви к природе, родному краю, бережному отношению к птицам.
Оборудование: игрушка Незнайка, иллюстрации зимнего и весеннего пейзажей, птиц; фишки для составления звуковой модели слова; кормушка.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Начнём мы нашу встречу с загадок, Попробуйте их отгадать:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крошки собирает (воррробей).
На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его (скворррец).
Какие звуки ярко слышатся в словах?
Дети: Р и РЬ.
Лог. : Давайте расскажем об этих звуках. Чем они похожи и в чём их отличие?
Дети: Звук [P] согласный, звонкий, твёрдый, а звук [P’] согласный, звонкий, мягкий. На письме они обозначаются одной буквой.
Лог. : Только сильный язычок может произносить эти звуки. У вас он сильный, но ему не помешает тренировка.
«Лопаточка» - Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
«Чашечка» - Язык лопаткой положи, его края приподними, получилась чашечка, кругленькая чашечка. Чашку в рот мы занесём, её бока к зубам прижмём.
«Лошадка» - Я лошадка – серый бок, цок-цок-цок, да цок-цок-цок.
«Грибок» - На лесной опушке вырос гриб-волнушка.
«Гармошка» - К нёбу язычок прижми, челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой, гармонист ты неплохой.
«Дятел» - Дятел жил в лесу густом, дуб долбил как долотом.
Лог. : Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима.
Картинка с изображением зимнего пейзажа.
Лог. : Зима какая?
Дети: Снежная, суровая, морозная, пушистая и т. д.
Лог. : А птицам зимой каково? Легко ли им зимовать (Трудно) Как мы можем им помочь? Вы знаете (Да) А вот Незнайка не знает. Он сегодня пришёл к нам в гости, потому что у него много заданий и вопросов к вам.
Незнайка: Привет, ребятишки!
Я кормушку смастерил и столовую открыл.
В гости в первый день недели ко мне в кормушку прилетели…
Показывает картинки с изображением сороки, вороны, воробья, свиристели, снегиря.
Назовите птиц, в названии которых есть звук [P].
Дети: Сорока, ворона, воробей.
Незнайка: А со звуком[P']?
Дети: Снегирь, свиристель.
Лог. : Эти птицы с нами зимуют, значит они какие?
Дети: Зимующие.
Лог. : После зимы наступит…
Дети: Весна.
Лог. : И к нам из тёплых краёв вернутся…
Дети: Грачи, жаворонки, журавли, скворцы, трясогузки.
Лог. : Это какие птицы?
Дети: Перелётные.
Незнайка: Назовите птиц с твёрдым звуком [P] (Дети отвечают) А теперь с мягким.
Незнайка: Мы им тоже можем чем-то помочь?
Дети: Конечно! Мы можем построить скворечники для них.
Незнайка: Ребята, я хотел составить названия птиц из слогов, но всё перепутал. Помогите мне.
Дети составляют слова: КА-СО-РО, БЕЙ-ВО-РО, РО-НА-ВО.
Незнайка: Что-то я устал, давайте поиграем в игру. Вставайте в круг. Игра:Дети стоят по кругу. Руки разведены в стороны ладошками вверх таким образом, чтобы своя правая находилась над чужой ладошкой, а левая ладонь под чужой правой ладошкой. Игроки по очереди говорят слова текста и правой ладонью в чужую левую передают слова - ударяют по ладони: «Летела – ворона – быстра – черноголова – каркнула – громко-…» Задача игрока, на котором остановились, придумать и назвать существительное. Затем это слово отправляется дальше. Задача остальных игроков: передать слово, деля его на слоги. Задача игрока, которому приходит последний слог, успеть отдёрнуть руку во время удара. Игра повторяется несколько раз.
Незнайка: Ребята вы ловкие и умные. Отгадайте мои загадки о зимующих и перелётных птицах (картинки лежат перед детьми).
-Назовите птицу, имя которой начинается на звук [Т], а заканчивается на [A]? (трясогузка); начинается на [Г] и заканчивается на [Ч] и т. д.
- В каком имени звук [P] третий? (ворона, сорока, журавль)и т. п.
- Отгадайте какое слово я зашифровал (выкладывает фишками звуковую модель); а теперь вы зашифруйте имя како-нибудь птицы, а я попробую правильно ответить (дети выкладывают модели слов).
- Ребятки, со словами мы разобрались, а предложение сможете составить?
(Дети составляют предложения по опорным словам).
Лог. : Молодцы, дети! Незнайка многому у вас научился, узнал о зимующих и перелётных птицах, о звуках [P] и [P'], расскажет об этом своим друзьям. А вам какие задания от Незнайки понравились? (Ответы детей). Домашнее задание для вас и Незнайки: заучить скороговорку.
Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки: три – сегодня, три – вчера, три – ещё позавчера.