Дарья Прохорова
Виды педагогического эксперимента
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) и определяет вид эксперимента.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
Публикация «Виды педагогического эксперимента» размещена в разделах
Область педагогических явлений, подвергаемая экспериментальным воздействиям, предоставляет исследователю ряд специфических возможностей и ограничений. В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента :
• дидактический (содержание, методы, средства обучения);
• воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание);
• частно-методический (усвоение ЗУН по предмету);
• управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса);
• комплексный.
Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется:
• психолого-педагогическим,
• социально-педагогическим,
• медико-педагогическим,
• педагогическим экономическим и т. п.
Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:
• индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты);
• групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся;
• ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент.
Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы. В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют:
• внутрипредметный,
• межпредметный,
• внутришкольный (общешкольный,
• межшкольный,
• региональный (районный, городской и т. д.) эксперименты.
По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока, средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными, охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).
2) Характер анализа объекта исследования.
Особенности эксперимента, определяющиеся его условиями, обстановкой, оригинальностью подходов и решений, применяемыми методами лежат в основе следующих классификаций.
Если для эксперимента создается специальная (искусственная) учебная обстановка, то он называется лабораторным, а если он проводится в реальных условиях массового обучения и воспитания, называется естественным.
Если для характеристики и анализа объектов и явлений привлекаются лишь качественные признаки, эксперимент называют качественным, а при использовании количественных признаков и методов обработки информации — количественным. Часто они существуют совместно, дополняя друг друга.
В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют:
• разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное выяснение обстановки, условий и др. обстоятельств);
• констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений) :
• формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий) :
• контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса);
• срез — разновидность контролирующего эксперимента — кратковременная констатация состояния и параметров экспериментального объекта на различных этапах его изменения.
• дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых вы-водов;
• повторный эксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов).
Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия:
• сравнительный эксперимент (линейный, параллельный, перекрестный);
• аналитический (объясняющий) эксперимент,
• индуктивное и дедуктивное исследование;
• конструктивный (созидательный) эксперимент.