Приложение МААМ

Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения

Светлана Рябишева
Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Существует два вида направленности конфликтов:

Публикация «Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения» размещена в разделах

внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности.

Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».

2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

С детьми нужно постоянно проводить беседы по примерным вопросам:

1. Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?

2. С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

3. Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?

4. В какие игры ты любишь играть больше всего?

5. Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

6. Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

7. Можно ли нарушать эти правила?

8. Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

9. Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

10. Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?

11. Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

При решении конфликтных ситуаций взрослый должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка.

Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Вы принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка).

Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит.

Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Вы не доминируете в беседе, вы посредник, помощник.

Выслушиваются обе стороны. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Взрослый не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).

4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми взрослый может повлиять на этот процесс:

1. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

2. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

3. Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

4. Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Публикации по теме:

Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". ЧАСТЬ 1. Подготовила.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 2 Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, и способы их преодоления» «Капризы и упрямство дошкольников, и способы их преодоления» Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их.

Необычные способы рисования на развивающих занятиях как способ поддержания психологического здоровья дошкольников Необычные способы рисования, применяемые на групповых развивающих занятиях, как способ поддержания психологического здоровья детей. Введение.

Консультация «Причины возникновения конфликтов у дошкольников» Причины возникновения конфликтов у дошкольников (Информация для родителей) Причины возникновения конфликтов у дошкольников Ссоры, конфликты,.

Разные формы и виды игры дошкольников Силкина О. И., воспитатель ГБДОУ детский сад Центрального района «Радуга» Санкт-Петербурга Разные формы и виды игры дошкольников Цель.

Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.

Виды театра для дошкольников своими рукамиВиды театра для дошкольников своими руками ВиВиды театра для дошколят своими руками. Надежда Ворошина. Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться изготовлением нескольких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения
Опубликовано: 22 мая 2019 в 11:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рябишева (УИ 321253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД