Светлана Рябишева
Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Существует два вида направленности конфликтов:
Публикация «Виды конфликтов дошкольников и способы их предупреждения» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности.
Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.
Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Два способа разрешения конфликта:
1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
С детьми нужно постоянно проводить беседы по примерным вопросам:
1. Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
2. С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
3. Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
4. В какие игры ты любишь играть больше всего?
5. Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
6. Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
7. Можно ли нарушать эти правила?
8. Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
9. Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
10. Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
11. Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
При решении конфликтных ситуаций взрослый должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка.
Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Вы принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка).
Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит.
Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Вы не доминируете в беседе, вы посредник, помощник.
Выслушиваются обе стороны. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Взрослый не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее:
1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Методы профилактики конфликтов
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми взрослый может повлиять на этот процесс:
1. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
2. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
3. Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
4. Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.