МААМ-картинки

Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения

Светлана Ефимова
Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения
▼ Скачать

Восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

Коммуникативные барьеры - это препятствия, вырастающие на пути понимания собеседника.

В процессе общения возможно возникновение трёх коммуникативных барьеров и их различных модификаций:

1. «авторитет»;

2. «избегание»;

3. «непонимание».

Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.

1. Барьер общения «авторитет»

Публикация «Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения» размещена в разделах

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет и прислушивается только к авторитетным и отказывает в доверии другим. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

социального положения (статуса).

• привлекательного внешнего вида (аккуратная ли причёска, расчёсан ли, выглажен ли, выбрит ли, застёгнут ли на все пуговицы и др.);

• доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

• компетентности;

• искренности.

2. Барьер общения «избегание»

Человек избегает, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

3. Барьер общения «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит?

Обычно выделяют четыре барьера непонимания : фонетический (фонема — звук, семантический (семантика — смысловое значение слов, стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания, логический.

3.1. Фонетический барьер непонимания

Возникает в следующих случаях :

• когда говорят на иностранном языке;

• используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

• когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

3.2. Семантический барьер непонимания

Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

• любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

«смысловые» поля у разных людей разные;

• зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).

3.3. Стилистический барьер непонимания

Возникает, когда стиль изложения слишком тяжелый, или излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.

3.4. Барьер логического непонимания

Возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики. Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т. е. наша.

Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнёра, возникает барьер логического непонимания.

Памятка

воспитателям и родителям по устранению барьеров общения с детьми дошкольного возраста:

• Больше времени проводите с детьми;

• Предложите хобби;

• Читайте им увлекательные, интересные книги;

• Не ограничивайте общение со сверстниками;

• Наказывая, всегда объясняйте причину наказания;

• Дайте ребенку возможность проявить свои таланты, записав в кружок;

• Не стесняйтесь играть с детьми;

• Разговаривайте с детьми;

• Не ленитесь отвечать на их вопросы.

Публикации по теме:

Коммуникативные игры с детьми и родителями Самое главное в общении людей понимать и чувствовать другого человека, научиться общаться. В своей работе с детьми и родителями я использую.

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.

Коммуникативные игры Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных.

Коммуникативные игры дошкольников Важность периода дошкольного возраста для становления личности трудно оценить. В это время активно развиваются познавательные функции, такие.

Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе общения со взрослым в условиях дома ребенка Вахрушева Наталья Валентиновна студентка 5 курса «Бурятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра Психология детства.

Проект «Формирование нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе общения» Проблемой нравственного воспитания и развития занимались такие теоретики и практики как: К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И Герцен, Я. А.

Самообразование на тему «Развитие речи детей через коммуникативные навыки общения с помощью сюжетно-ролевой игры» Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой.

Социально-коммуникативные игры Картотека игр по социально-коммуникативному развитию Карточка № 1 «Назови себя» Цель: Формировать умение представлять.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.

Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой. Дошедшие до глубины веков игрушки из глины, кости, металла (игрушки из других материалов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения
Опубликовано: 8 марта 2019 в 15:14
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ефимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД