Светлана Ефимова
Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.
Коммуникативные барьеры - это препятствия, вырастающие на пути понимания собеседника.
В процессе общения возможно возникновение трёх коммуникативных барьеров и их различных модификаций:
1. «авторитет»;
2. «избегание»;
3. «непонимание».
Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
1. Барьер общения «авторитет»
Публикация «Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет и прислушивается только к авторитетным и отказывает в доверии другим. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:
• социального положения (статуса).
• привлекательного внешнего вида (аккуратная ли причёска, расчёсан ли, выглажен ли, выбрит ли, застёгнут ли на все пуговицы и др.);
• доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
• компетентности;
• искренности.
2. Барьер общения «избегание»
Человек избегает, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
3. Барьер общения «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит?
Обычно выделяют четыре барьера непонимания : фонетический (фонема — звук, семантический (семантика — смысловое значение слов, стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания, логический.
3.1. Фонетический барьер непонимания
Возникает в следующих случаях :
• когда говорят на иностранном языке;
• используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
• когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
3.2. Семантический барьер непонимания
Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
• любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
• «смысловые» поля у разных людей разные;
• зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).
3.3. Стилистический барьер непонимания
Возникает, когда стиль изложения слишком тяжелый, или излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.
3.4. Барьер логического непонимания
Возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики. Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т. е. наша.
Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнёра, возникает барьер логического непонимания.
Памятка
воспитателям и родителям по устранению барьеров общения с детьми дошкольного возраста:
• Больше времени проводите с детьми;
• Предложите хобби;
• Читайте им увлекательные, интересные книги;
• Не ограничивайте общение со сверстниками;
• Наказывая, всегда объясняйте причину наказания;
• Дайте ребенку возможность проявить свои таланты, записав в кружок;
• Не стесняйтесь играть с детьми;
• Разговаривайте с детьми;
• Не ленитесь отвечать на их вопросы.