Ольга Жога
Весенняя поэтическая экскурсия в рамках экологического проекта «Гармония музыки и природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце"
Весенняя поэтическая экскурсия
Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, доброе, бережное отношение к природе, формировать эстетическое восприятие окружающего мира, эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и литературные произведения, экологически грамотное поведение в природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе весной.
Публикация «Весенняя поэтическая экскурсия в рамках экологического проекта „Гармония музыки и природы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2019
Предварительная работа: беседы о весеннем времени года, проведение интегрированных занятий «Природа родного края», «Подснежник» в рамках проектной деятельности, оформление весенних листков «Поэтической тетради», разучивание стихотворений А. Майкова, А. Плещеева, А. К. Толстого.
Экскурсионное снаряжение: питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;
План – конспект экскурсии:
1. Мотивирующая ситуация:
Загадка:
За долиной на просторе
Он стоит зимою голый
Лето начинается
В зелень одевается (Лес)
М. р. – Вы уже догадались, что мы снова отправляемся на лесную прогулку, но уже весной.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев)
- Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.
По дороге в лес:
Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено, рассмотреть, во что одеты люди вокруг. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (лужицы, гомон птиц, яркое солнце, легкая по сравнению с зимой одежда людей и т. д.)
1. Вводная часть экскурсии:
- Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с лесом песенкой
Дети поют уже знакомую песенку – приветствие:
«Здравствуй, лес,
здравствуй, лес,
полный сказок и чудес!»
М. р. – Здравствуй, лес! Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Вдохните запах весеннего леса, вспомните, как пахло в лесу осенью, зимой.
(Запахи леса в разной время года отличаются. Осенью сильно пахнет прелыми листьями, дождем, воздух пропитан влагой и запахи очень сильные, крепкие. Зимой воздух очень морозный, нельзя глубоко вдохнуть этот воздух и кажется, что нет в лесу других запахов, кроме запаха мороза. Весна принесла в лес свежесть. Ветерок несет запах просыпающейся земли, сухой травы, нагретых солнцем веток.)
Ребенок читает стихотворение
А. Майков
Ласточка примчалась
Из – за бела моря,
Села и запела: «Как февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!»
М. р. - Давайте подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
- Что вы слышите?
(слышен шелест ветвей, голоса птиц – каких)
2. Основная часть экскурсии.
Дети читают стихотворения А. Плещеева, А. К. Толстого.
А. Плещеев «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет…
3. Беседа и наблюдение за растениями в весеннем лесу.
- Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?
(уже растаял снег, очень тепло греет солнце и нагревает стволы деревьев, пробивается зеленая травка, слышны голоса птиц, небо очень синее, светлое, листья под ногами высушил за зиму мороз и они сухие, потрескивают под ногами)
М. р. - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели.
Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)
М. р. - Ребята, на нашей поляне много солнца.
Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с ответом)
- Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.
(дети дотрагиваются руками до стволов больших деревьев, нюхают запах весенней хвои)
М. р. - Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.
(клены, березы, рябина и т. д.)
- Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она
похожа на кустарник. Отгадайте мою загадку.
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна. (почки)
- Рассмотрите внимательно веточки рябины, почки, они уже набухли и из них
скоро появятся зеленые листочки.
Дети рассматривают веточки, делятся впечатлениями, задают вопросы.
М. р. - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами. Это мох.
(показать, дать возможность потрогать, определить цвет)
3. Игра «Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)
М. р. - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.
Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.
- Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?
Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по
всему лесу.
- Ребята, что помогает им перелетать?
- Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как
летят семена-вертушки.
4. - А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.
- Кто бы это мог быть?
Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
М. р. читает стихотворение
И. Никитин
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День - деньской от зари до зари!
5. Словесная игра «Летает – не летает»
6. На опушке
М. р. - Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом. А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
- Я хочу попросить вас учиться бережно относиться ко всему живому вокруг нас, ведь и листок и травинка и божья коровка, что ползет по ней, и муравьишки, все они, как и мы с вами часть огромного организма, имя которому - Природа. И если какая – то часть этого организма нарушиться, вместе с природой погибнем и мы с вами. Так давайте вместе охранять нашу природу, расскажите родителям, младшим братикам и сестричкам о том, что вы знаете о природе, берегите ее вместе!
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес!
Полон сказок и чудес!
С. Погореловский
Дети прощаются с лесом, поют:
«До свидания, добрый лес,
Полный сказок и чудес»
7. Дети и педагоги возвращаются в детский сад.