Елена Амосова
Веселый огород. Непрерывная интегрированная образовательная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Веселый огород
Непрерывная интегрированная образовательная деятельность
Средняя группа (дети 4 – 5 лет)
Составители:
воспитатель
Мазорук Марина Ивановна
первая квалификационная категория,
воспитатель
Штыкова Наталья Борисовна
музыкальный руководитель
Амосова Елена Валентиновна
первая квалификационная категория
МБДОУ детский сад
«Золотой петушок»
Свердловская область
Публикация «Веселый огород, Непрерывная интегрированная образовательная деятельность в средней группе» размещена в разделах
Нижняя Тура
Декабрь 2017
Цель. Формирование у детей дошкольного возраста способности дифференцировать овощи и фрукты и осознавать их пользу в жизни человека.
Задачи.
Образовательные.
• Учить детей различать овощи и фрукты.
• Закрепить знания детей правильно произносить названия овощей и фруктов, познакомить детей с понятием – садовод, плоды, проговаривать четко трудно произносимые слова.
• Классифицировать овощи и фрукты по цвету.
• Продолжать обучать детей умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
• Обогащать и закреплять словарный запас детей: садовод, плод, овощ, фрукт; цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; названия овощей: тыква, перец, кабачок, зеленый горошек; название фруктов: ананас, персик, банан, апельсин.
• Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области ритмики.
Развивающие.
• Развивать у детей: речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
• Развивать у детей способность изображать фрукты и овощи в нетрадиционной технике рисования: цветным мелом по клеевой основе рисунка. Формировать основы эстетического вкуса
• Создавать условия для развития интереса к театрально – игровой деятельности. Формировать способность детей выразительно, эмоционально передавать образы овощей и животных в инсценировке «Веселый огород», развивать коммуникативные навыки.
• Повышать у детей познавательную активность.
Воспитательные.
• Воспитывать активность, инициативность детей.
• Прививать любовь к природе: растениям и животным.
• Воспитывать у детей понимание пользы фруктов и овощей для здоровья человека.
• Закрепить гигиенические навыки.
• Вызвать у детей положительные эмоции.
Методические приёмы.
1. Создание интереса к занятию через музыкальное вступление, въезд детей на воображаемой машине в зал – огород.
2. Сюрпризный момент: детей встречает Садовница и загадывает загадки об овощах и фруктах, используя мультимедиа презентацию.
3. Участие детей в инсценировке «Веселый огород», выразительное исполнение детьми ролей: сторожа, арбуза, петуха, козы, моркови, зайца и капусты.
4. Использование интерактивной игры «Четвертый – лишний».
5. Рисование детей овощей и фруктов нетрадиционной техникой: цветным песком по клеевой основе рисунка.
6. Соблюдение правил гигиены: использование влажных салфеток для рук.
7. Исполнение детьми песни - инсценировки «Огородная - хороводная» с использованием масок овощей.
8. Дифференцирование детьми овощей и фруктов - приемом раскладывания детских работ на разные подносы.
9. Трудовое поручение для детей: сбор яблок в корзины.
10. ФЭМП: счет корзин с яблоками.
11. Сюрпризный момент: Садовница дарит корзину с яблоками детям. Дети угощают гостей яблоками из других корзин.
12. Дети уезжают из огорода на воображаемой машине за шофёром под веселую музыку.
Интеграция образовательных областей.
1. Познавательное развитие. Знакомство с овощами и фруктами: их названиям и цветом; закрепление знаний: какие плоды едят животные и домашняя птица: петух - арбуз, коза - капуста, заяц – морковь.
2. Социально-коммуникативное развитие. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Обучение коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
3. Речевое развитие. Обсуждение с детьми информации о овощах и фруктах. Выслушивание детей, уточнение их ответов, подсказывание слов, более точно отражающих особенности овощей и фруктов; моральных поступков сторожа и животных; помощь логично и понятно высказывать суждение по загадкам и интерактивной игре. Развитие способности к любознательности. Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний об овощах, фруктах, работе в саду. Активизация употребления в речи названий и цвета овощей и фруктов. Использование в речи наиболее употребительных прилагательных (красный, желтый, зеленый, кислый, сладкий, соленый, глаголов, наречий, предлогов. Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии - Садовница.
4. Художественно-эстетическое развитие. Приобщение детей к восприятию театрального искусства в инсценировке «Веселый огород», развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при исполнении ролей овощей, животных. Прослушивание наигрышей народного музыкального фольклора. Побуждение к умению узнавать фрукты и овощи в художественных образах на мультимедиа экране и раскрасках (изобразительное искусство). Развитие умения различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, мультимедийные картинки (изобразительное искусство). Обучение способам определения средств выразительности (цвет, форма, ритм, движение, жест, звук) и создания своих художественных образов (овощи и фрукты) в изобразительной и музыкальной деятельности.
5. Физическое развитие.
Воспитание потребности соблюдать режим
питания, употреблять в пищу овощи и фрукты.
Формирование представления о необходимых
человеку витаминах, содержащихся в овощах и
фруктах. Формирование представления о здоровом
образе жизни.
Предварительная работа.
1 Подбор педагогами методической, художественной, музыкальной литературы и аудио записей для составления конспекта непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Весёлый огород».
2 Проведение с детьми бесед, дидактических и подвижных игр, отгадывание загадок об овощах и фруктах.
3 Закрепление в НОД умения детьми дифференцировать овощи и фрукты по названию и цвету.
4 Разучивание с детьми песен, игр, инсценировок по теме: «Веселый огород».
5 Организация в летний период с детьми трудовой деятельности на мини – огороде детского участка (выращивание овощей) через проект «Веселый огород».
6 Приобретение атрибутов овощей и фруктов для инсценировки.
7 Подготовка дидактического материала для НОД: цветной песок, раскраски овощей и фруктов на каждого ребенка, макеты подносов.
8 Разучивание с педагогами ролей Садовницы и ведущей по содержанию НОД.
9 Привлекать родителей к участию в конкурсе поделок из овощей и фруктов.
Словарная работа.
Внятное, правильное проговаривание названий овощей и фруктов в песнях, инсценировках, стихах, объяснить детям понятия плоды и садовод.
Оборудование.
Мультимедиа экран и проектор, презентация загадок об овощах и фруктах. Зеленая плюш – гряда для детей – овощей, руль для шофера, костюм Садовницы – взрослый, лейка, костюм сторожа – детский. Атрибуты овощей и фруктов: арбуз, морковь, капуста, лук. Костюмы животных – детские: петух, коза, заяц. Цветной песок, клей ПВА, клеёнки, кисти, стаканчики для кистей, раскраски овощей и фруктов, макеты подносов, влажные салфетки, поднос для использованных салфеток. Корзины для сбора яблок.
Оформление.
На центральной стене изображена картина осени, в углу зала - дом Садовницы, рядом забор, елочка, лавка и метла для сторожа, столы для изобразительной деятельности детей, фруктовое дерево, грядка - ткань с овощами.
ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД
Ход непрерывной интегрированной образовательной деятельности.
Музыка. «Веселый огород». Ноутбук.
Воспитатель входит в зал с детьми. Дети двигаются «змейкой» по залу, руки на плечах друг друга (едут за шофером, как на автомобиле). У шофера на голове – кепка, в руках – руль. Садовница встречает детей, в руках – лейка.
Садовница. Кто же, кто же ко мне в огород пожаловал?
Здравствуйте ребятки.
Дети. Здравствуйте!
Садовница. Я – Садовница Марина!
Как рада я,
Проходите, посмотрите!
У меня здесь – огород,
Все, что хочешь здесь растет:
Есть здесь овощи и фрукты -
Витаминные продукты!
Я приготовила для вас загадки?
Хотите отгадать?
Дети. Да.
Воспитатель строит детей полукругом на ковре, они видят изображения отгадок на мульти - экране.
1. Загадывание загадок.
Садовница. Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это?
Дети. Репка.
Садовница. На грядке - длинный и зеленый,
А в кадке - желтый и соленый.
Дети. Огурец.
Садовница. Какие вы молодцы!
Ребята, как можно одним словом назвать репу и огурец?
Дети. Овощи.
Садовница. Молодцы, правильно ответили!
А у меня еще есть загадки…
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет,
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?
Дети. Лимон.
Садовница. Молодцы, правильно ответили!
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран -
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся?
Дети. Фрукты.
Садовница. Молодцы, правильно ответили! Проходите, ребята, в
мой огород, полюбуйтесь, что у меня растет.
Дети проходят на стульчики. Воспитатель организует детей на инсценировку «Веселый огород» : сторож – ребенок садится на лавочку, надевает шляпу, берет в руки метлу; петух, коза садятся у домика за забор; заяц садится у ёлочки на пенёк; дети – овощи садятся на зеленную гряду (расстеленную ткань в середине зала.)
2. Инсценировка «Веселый огород».
Садовница. А у меня в огороде урожай хорош,
Но сюда не слишком смело ты зайдешь,
Здесь есть сторож молодой,
Сторожит он мои грядки,
Очень любит он порядки.
Вот он, кажется, идет,
В мой любимый огород.
Здравствуй, Саша!
Воспитатель направляет ребенка - сторожа на исполнение роли. Под народный наигрыш выходит сторож – ребенок.
Сторож. Здравствуй, Садовница!
Садовница. Ты же, Сторож, не зевай,
Огород мой охраняй!
Ну, а я пойду - ка в дом,
Наведу порядки в нем…
А вы, ребята, не зевайте,
Саше помогайте.
Садовница уходит в дом под народный наигрыш.
Сторож. Ох, трудна моя работа,
Ох, болят спина и бок.
Ох, устал я отчего – то.
Эх, пойду, вздремну часок!
Арбуз - ребенок сидит на грядке.
Петух выходит, взмахивая крыльями к арбузу.
Петух. Вот и я, Петух Петрович,
Ко – ко – ко, хозяев нет.
Хорошо, когда на грядке,
Для тебя готов обед!
Арбуз. Вот и я - арбуз толстяк –
Его вкус знает всяк.
А давай, Петя, соревноваться.
3. Коммуникативная игра «Чья команда быстрее передаст арбуз - мяч». Русский народный наигрыш.
Воспитатель организовывает детей на игру. Дети становятся в круг, передают мяч – арбуз по кругу, петух догоняет арбуз.
Петух. Поиграли мы на славу,
А теперь пошли со мной.
Воспитатель направляет действия героев в процессе инсценировки. Петух уводит арбуз за забор у домика. Воспитатель, после игры, рассаживает детей на стульчики. Морковь сидит в грядке. Под народный наигрыш коза идет от домика к моркови.
Коза. Вот и я, Коза Козловна,
Ме – ме – ме, хозяев нет,
Хорошо, когда на грядке,
Для тебя готов обед!
Морковка. Я морковка сладкая
Выросла на грядке я.
Под народный наигрыш коза берет морковь за руку и уводит к домику. Под народный наигрыш выходит капуста и садится на корточки. Заяц выскакивает из-за елочки к капусте.
Заяц. Повезло и мне зайчишке,
Я попал тут в огород.
Капуста. Я капуста белая,
Вкусная и спелая.
Под народный наигрыш заяц берет за руку капусту и уводит к ёлочке.
Играет народная музыка. Входит Садовница и печально качает головой.
Садовница. Саша, Саша, просыпайся!
Где морковь? Где капуста?
Лук исчез, пропал салат.
Ой, беда, на грядках пусто!
Не поймешь, кто виноват!
Куда пропали все овощи с моего огорода!
Дети. Звери унесли.
Сторож. Садовница, прости!
Я уснул.
Садовница. Ребята, простим сторожа – Сашу?
Дети. Да, простим.
Садовница. Прощаю я тебя, Саша!
Садовница одобряет детей и гладит Сашу по голове.
Садовница. Но, если взялся охранять,
То не надо засыпать!
Сторож утвердительно качает головой, Садовница грозит ему пальцем.
Народный наигрыш. Герои инсценировки идут на стульчики, снимают маски, воспитатель убирает зеленую ткань – грядку.
Садовница. Ребята, интересно вам у меня в огороде?
Дети. Да, интересно.
Садовница. Ребята, хотите ли вы быть садоводами, как я, и выращивать овощи и фрукты?
Дети. Да, хотим.
Садовница. Назовите, какого цвета огурец (зеленый, яблоко (красное, желтое, зеленое, груша (желтая, зеленая, виноград (фиолетовый). Предлагаю потрудиться в моем саду и сделать своими руками овощи фрукты. Проходите за мной к столам.
Дети проходят за Садовницей к столам, приготовленным для
изобразительной деятельности.
Садовница. Здесь я приготовила для вас раскраски овощей и фруктов, их надо раскрасить. Раскрашивать мы их будем цветным песком. Цвет надо подобрать такой, каким цветом ваш плод.
Приступаем к работе: берем кисть, намазываем клеем плод и посыпаем цветным песком по клею, не выходя за края раскрашиваемого плода.
4. Нетрадиционное рисование цветным песком овощей и фруктов на клеевой основе раскраски: «Соберем урожай».
Музыка «Дети – в саду». Аудио - приложение.
Воспитатель организует детей у столов. На каждого ребенка приготовлен лист с раскраской плода. Дети выполняют раскрашивание раскрасок овощей и фруктов по клеевой основе цветным мелом. Воспитатель и Садовница помогают детям в выполнении работ. Дети оставляют работы на столах. Вытирают руки влажными салфетками.
Садовница. Какие красивые овощи и фрукты у вас получились, нарисованные цветным песком. Мы их пока трогать не будем, пусть подсохнут. Ребята, умеете вы отличать овощи от фруктов?
Дети. Да, умеем отличать.
Садовница. Я для вас приготовила интересную игру, она называется «Четвертый – лишний». Дети, встаньте на ковер и посмотрите на экран. Надо угадать, какой овощ среди фруктов на экране лишний, либо фрукт среди овощей на экране лишний. Если вы угадаете, то раздастся звук аплодисментов и лишний плод исчезнет.
Воспитатель выстраивает детей перед экраном, они смотрят меняющиеся слайды и отвечают на вопросы по ходу игры.
5. Интерактивная игра «Четвертый лишний».
Садовница.
Садовница. Молодцы. Ребята, вы правильно различаете овощи и
фрукты. Овощи и фрукты очень полезны для нашего
организма, в них есть витамины, их надо кушать чаще.
Перед едой их надо обязательно мыть.
Садовница. Наши овощи и фрукты созрели и подсохли, надо с них
стряхнуть лишний песок на поднос.
Дети подходят к своим работам и стряхивают песок, на специально подготовленный поднос. Воспитатель помогает детям выполнить задание аккуратно (встряхивание песка).
Садовница. Какие необычные овощи и фрукты у вас получились!
Чем они нарисованы, ребята?
Дети. Они нарисованы цветным песком.
Садовница. (Анализ). Вы старались. Рисовали аккуратно, наносили
цветной песок по форме плода, не выходили за контур.
Ребята, давайте поиграем в игру «Разложи правильно
овощи и фрукты». У кого овощ – несите воспитателю
на поднос, а у кого фрукт – несите мне - Садовнице.
6. Игра «Разложи правильно овощи и фрукты».
Дети дифференцируют плоды на овощи и фрукты, раскладывая на разные подносы.
Садовница. Молодцы. Вы правильно справились с заданием.
Хорошие из вас вырастут садовники!
Садовница и воспитатель ставят подносы на стол.
Садовница. После успешной работы в моем саду приглашаю вас
станцевать веселую и задорную
«Огородную – хороводную».
Воспитатель организует детей на хоровод. Воспитатель надевает детям, исполняющим роли, маски овощей: морковь, лук, капуста; шоферу надевает кепку и дает в руки руль Дети встают в круг, руки - на поясе.
7. Хоровод «Огородная – хороводная». Музыка Б. Можжевелова «Ладушки». – Диск 1. – Трек 20. – с. 164.
В конце хоровода, дети выстраиваются полукругом, кланяются зрителям.
Садовница. Потрудились вы на славу – с удалью пустились в
пляс!
Смотрите - ка, яблочки с моей яблони опали, да как
их много! Ой, помогите мне их собрать, ребята.
Вот вам корзины, идите к яблоньке, да собирайте мои
садовые яблочки.
Садовница хватается за голову и просит ребят о помощи, предлагает корзины для сбора яблок. Дети собирают яблоки в корзины.
Садовница. Спасибо, ребята,
Какие вы помощники,
Настоящие садовники!
Как много яблок вы собирали!
Вот какие наливные,
Яблочки румяные,
Вкусные, приятные,
Очень ароматные.
Сколько корзин яблок мы собрали?
Дети. Три корзины яблок.
Садовница. Одну корзину возьмите с собой - домой.
Дети. Спасибо, Садовница.
Садовница. А еще две корзины с яблоками осталась,
давайте и наших дорогих гостей угостим яблочками.
Садовница показывает яблоко детям и зрителям и отдает одну корзину воспитателю. Из другой корзины дети берут яблоки и дарят зрителям.
Музыка - народный наигрыш.
Дети возвращаются на ковер – сад, стоят врассыпную.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось у Садовницы в гостях?
Дети. Да.
Воспитатель. А теперь, пришла пора возвращаться домой, садитесь в автомобиль.
Садовница. Приезжайте ко мне еще в гости!
Воспитатель и дети. Обязательно приедем! До свидания!
Садовница. До свидания, до новых встреч в моём веселом
огороде!
Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи, впереди стоящему. Шофер встает впереди, в руках – руль. Воспитатель с детьми выходят из зала. Садовница машет на прощание рукой детям.
Музыка. «Веселый огород». Ноутбук.
Литература
1. Каплунова И, Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудио-приложением. Средняя группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Издательство «Композитор «Санкт-Петербург», 2007.
2. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4 -7 лет. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.