Федотова Надежда
Важность дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст — это самый чувствительный период. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное, решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком 6-7-летнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшего возраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, отсутствие внимания и насилие негативно воздействуют на ребёнка и травмируют его, и зачастую необратимо.
Публикация «Важность дошкольного образования» размещена в разделах
Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
В. А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой второй потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В детском коллективе ребёнок приобретает бесценный опыт человеческих взаимоотношений со сверстниками. Так в дошкольной организации происходит воспитание целостной личности, становление жизненной позиции, форм взаимоотношения с окружающим миром.
Необходимо понять главное: дошкольное образование (от 0 до 6 лет) — залог процветания и благосостояния наций. Кроме того, не следует забывать, что вложенные средства окупаются, когда человек достигает зрелого возраста. Поэтому воспитание и образование для детей младшего возраста должно быть общедоступным и качественным.
В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.
Возраст от 3 до 7 лет характеризуется активным развитием речевых способностей у детей: словарный запас дошкольника может составлять около 3000 слов.
Маленькие дети проявляют живой интерес ко всему происходящему вокруг, они исследуют мир и потому задают взрослым множество вопросов, на которые иногда не получают удовлетворяющие их любопытство ответы из-за чрезмерной занятости или незаинтересованности родителей. Однако необходимо учесть, что в данном возрасте дети — активные и благодарные слушатели, впитывающие в себя массу информации из сказок или жизненных историй. Взрослым следует набраться терпения и помочь ребёнку в его исследовании мира, а также подобрать правильные развивающие игры (соответствующие его возрасту и интересам).
Нравственность, ответственность, привычки — всё то, что так необходимо и в школе, и во всей жизни в целом, формируется уже в дошкольном возрасте. Поэтому не стоит недооценивать важность образования и воспитания в этот период жизни дошкольника. А также не стоит забывать, что на пути взросления ребёнок сталкивается с множеством трудностей, при решении которых он ожидает помощи и поддержки со стороны родителей и воспитателей.
Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
К подготовке к школе некоторые родители относятся не достаточно серьёзно, что может повлечь за собой тяжёлые последствия для ребё нка: трудности в выстраивании отношений со сверстниками и учителями, отчуждённость, незнание правил личной гигиены, боязнь длительное время оставаться без родителей. С этими проблемами легче справляются дети, посещающие дошкольные учреждения, в которых с детьми работают профессионалы.
Конечно, любой ребёнок первое время в школе чувствует себя не в своей тарелке и испытывает стресс. Он пока не знает, кто такой «учитель» и чем он отличается от «воспитателя», не умеет быстро устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, которых он впервые увидел на линейке 1 сентября, и, разумеется, переживает из-за оценок.
День в школе по своему распорядку совершенно не похож на день в детском саду: приходится долгое время сидеть за партой и поначалу напряжённо учиться, что является причиной дополнительного стресса для детей. Именно поэтому учителем тщательно продумывается программа для плавного перехода дошкольников из среды, в которой преобладали развивающие игры, к учебной обстановке.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является обучение детей самостоятельному мышлению, умению выработать точку зрения, отстаивать её, но и прислушиваться при этом к мнению собеседника. Ребёнок старается воспринимать информацию и накапливать её. Именно поэтому ему важно научиться находить общий язык со сверстниками.
Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что человек получил в дошкольном возрасте, оказывает влияние на его дальнейшую жизнь.