МААМ-картинки

Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников

Светлана Герасимова
Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания глухих и слабо слышащих детей и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально - ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам с развитием слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений, музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.

Публикация «Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников» размещена в разделах

Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.

Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

Задачами работы по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом являются :

развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

• создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо - зрительной основы для восприятия устной речи;

• обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

В соответствии с данными задачами существуют игры -упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В связи с тем, что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном представлены игры, направленные именно на его развитие.

Игры-упражнения могут быть использованы как в работе сурдопедагога, музыкального руководителя, так и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо -зрительной основе, т. е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который; они воспринимают на слухо - зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.

2. В ходе игр - упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо - зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.

3. При проведении игр - упражнений надо учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого количества звучаний предлагается выбирать услышанное : из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.

4. Игры - упражнения в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования. Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 м (т. е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог, то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры. Определение направления источника звука (справа - слева - спереди - сзади) можно проводить либо при использовании каждым ребенком двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного или внутриушного типа, либо без них; в последнем случае в качестве источника звука следует использовать те звучания, которые дети могут слышать без аппаратов на расстоянии не менее одного метра (например, барабан, громкая дудка и т. п.).

5. В музыкально-дидактических играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерные. Они могут изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.

6. При проведении музыкально-дидактических игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной работой: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при различении звучаний на слухо - зрительной или слуховой основе могут ошибаться.

Музыкальное воспитание для глухих и слабо слышащих дошкольников является важной составной частью, которая комплексно развивает их слуховые и двигательные навыки, творческие и интеллектуальные способности.

Публикации по теме:

Место и роль нравственно-патриотического воспитания в социализации детей с особенностями в развитии Актуальным вопросом специального (коррекционного) образования является социализация детей с особенностями в развитии в условиях современного.

Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация по теме: "Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника"Трудовое.

Анкета для родителей «Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка» 1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка? -да -нет -затрудняюсь ответить 2. Какую роль вы отводите музыкальному.

Конференция «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста» «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста» в форме круглого стола. Составили.

Консультация для родителей «О развитии музыкального слуха дошкольников» Консультация для родителей «О развитии музыкального слуха дошкольников» Умение петь или играть на каком-либо инструменте всегда вызывает.

О развитии музыкального слуха Уважаемые родители маленьких дошколят хочу рассказать вам о пользе раннего развития музыкального слуха. Прежде чем говорить о том, как развивать.

Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре Развитие остаточного слуха глухих и слабослышащих детей раннего возраста в игре. Решающим периодом для развития слуха ребёнка является период.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль музыкального воспитания в развитии детей Детское музицирование: способствует развитию внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, формирует музыкальное мышление.

Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2018 в 17:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Важная роль музыкального воспитания в развитии слуха глухих и слабо слышащих дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД