Айгуль Идрисова (Хурматуллина)
Место и роль нравственно-патриотического воспитания в социализации детей с особенностями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальным вопросом специального (коррекционного) образования является социализация детей с особенностями в развитии в условиях современного общества, так как социальное развитие является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношение с другими детьми и взрослыми, осознание своего места в обществе.
Публикация «Место и роль нравственно-патриотического воспитания в социализации детей с особенностями в развитии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Говоря о воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу специального (коррекционного) обучения: в усвоении детьми с особенностями в развитии социального опыта и норм поведения. В этой связи прежде всего решается задача коррекции развития познавательных процессов у детей с особенностями в развитии. Вместе с этим в процессе обучения решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, роль которого заключается, в формировании таких качеств как: трудолюбия; дисциплинированности в поведении, в учении и труде; честности, правдивости; умения работать в коллективе; бережного отношение к общественному и личному имуществу; любви к Родине; воспитании гражданских чувств и чувства долга; понимание общественной значимости своей работы.
У детей с особенностями в развитии затруднен процесс нормального «врастания» в культуру, нравственных норм поведения, ценностей и традиций. В связи с этим воспитание детей должно носить системный характер. Воспитательная система включает в себя коррекционный учебно-воспитательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение ребенка, который носит комплексный и системный характер, и ведется по следующим направлениям:
· Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
· Организация работы с родителями.
Решая вопрос социализации детей с особенностями в развитии, задачи нравственно-патриотического воспитания строятся на следующих принципах:
· «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).
· Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
· Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
· Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
· Деятельностный подход.
· Коррекционно-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Задачи нравственно - патриотического воспитания систематизируются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста с особенностями в развитие, характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, повышенная утомляемость. Поэтому следует разрабатывать, изготавливать и использовать в коррекционно-развивающем обучении разнообразные дидактические игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами воспитания, а форма доступна каждому ребёнку. Дидактические игры являются составной частью занятий и режимных моментов в жизни детей с особыми образовательными потребностями.
Вся коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательной активности детей, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию у детей системных представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нём. Вовлекая детей в жизнь родного городка, знакомя с особенностями региона, основами государственности, мы не должны забывать о том, что одним из основных условий для успешной реализации поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию является тесное взаимодействие с родителями.
Сотрудничество с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к народным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Родители детей должны проявлять неподдельный интерес ко всем мероприятиям, проходящим в детском саду, стараться оказать посильную помощь педагогам в реализации поставленных задач.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания детей с особенностями в развитии, мы решаем вопрос социализация ребёнка, который ориентирован на приобщение к системе общественных ценностей и развитие личности ребёнка как индивидуальности в условиях ДОУ.