МАРИНА ВАСИЛЬЕВА
Возможности игры в коррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Васильева М. Г, педагог-психолог ГБДОУ №13
Проблема организации психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Так, по данным Т. В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.
Публикация «Возможности игры в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
Эффективность и полезность занятий психолога с детьми с ограниченными возможностями зависит от выбранных психологом форм и методик работы; взаимодействие психолога с детьми с ограниченными возможностями приводит к психологической реабилитации, повышению самооценки детей-инвалидов, способствует их социальной реабилитации.
Если рассмотреть теоретические аспекты проблемы взаимодействия психолога с детьми с ОВЗ,то еще в 17 веке профессор Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, не послушания,тип "слепого" с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни.
При детских церебральных параличах (ДЦП) двигательные нарушения сопровождаются недостаточностью ряда нервно-психических функций. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны. При спастической диплегии (тетрапарез, при котором руки страдают меньше, чем ноги) дети часто не могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Отмечается удовлетворительное развитие вербального мышления, но недостаточность наглядно-образного (с трудом запоминают расположение кабинетов, не умеют рисовать).
При ДЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие,таких как переживание недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания окружающих; явления госпитализма, т. к. больные часто находятся в больницах и санаториях длительный период; разлука с матерью или неполная семья (отцы в 25% случаев оставляют семьи); психический травматизм в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитаци затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений; сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения, слуха; неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости). Педагог-психолог должен учитывать вышеперечисленные особенности детей с ограниченными возможностями, их психику, характерные черты в поведении. Учет этих возможностей будет способствовать выбору наиболее эффективных форм работы.
А значит проведенные методики будут максимально действенны.
Одним из методов коррекционной работы является игра (игротерапия).
Игровая терапия — это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций (А. А. Осипова). Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.
Основные правила игровой терапии:
Педагог должен: развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть, осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение, сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок — ведущий, педагог следует за ним; устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.
Таким образом, через специально организованную игровую деятельность дети удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.
Игротерапия. Игры, направленные на профилактику детских страхов.
Игры на вытеснение страхов у детей
1. Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться.
2. Игра "Лохматый пес" - на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
3. Игра "Пятнышки". Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание, снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры : двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т. д.
4. Игра "Мы охотимся на льва". На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 3-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями:
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?
— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
5. Игра "Кто первый". На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т. д.
6. Игра "Автобус". На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе.
7. Игра "Смелый заяц". На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле, громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
8. Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
9. Игра "Болото". На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте.
На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это "болото". Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами "упадешь", "вернись", "не пройдешь" а в конце – одобрение "ну, и молодец", "так держать", "справился"
Мы убедились, что для каждого ребенка, у которого свой диагноз, необходим индивидуальный подход и своя форма работы с методиками, которые будут способствовать его реабилитации и адаптации в обществе, формированию позитивной адекватной самооценки.
Литература
1. Жданов, В. В. Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования: журнал дефектология В. В. Жданов. –1996 - №6- 37 с.
2. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками/ И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - М. : «Книголюб», 2008.
3. Малкина – Пых, И. Г. Телесная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина - Пых. – М. : Эксмо, 2007.
4. Пономарева Г. А., «Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» Сб. ДО г. Москвы ЮОУО «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». (Из опыта работа специалистов Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения) : документ / Г. А. Пономарева. - М: Москва, 2008.
5. Сергеева, Т. А. Школа - центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии : журнал дефектология. Т. А. Сергеева. –1993 - №5 - 37 с.
6. Устинова, Е. В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками : методическое пособие/ Е. В. Устинова. -М. : Книголюб, 2008.