Татьяна Белякова
Вариативный образовательный маршрут «Мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная страница.
Название маршрута: «Мир эмоций»
Проблема: протестные реакции при неудачах.
Вид маршрута: вариативный образовательный маршрут помощи детям по освоению задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Срок реализации: октябрь 2024 года – май 2025 года
Состав подгруппы: 7 детей
Обобщенный портрет детей: Возникновение конфликтных ситуаций во время игр, если что-то идет не по правилам ребенка. Имеется желание быть лидером (главным) во время игры.
Публикация «Вариативный образовательный маршрут „Мир эмоций“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Задачи сопровождения развития детей: развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные. Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике.
Мониторинг успешности прохождения маршрута: проводится на основе пролонгированного наблюдения по следующим индикаторам: ребенок способен совладать своими чувствами, желаниями, умеет устанавливать контакты с детьми, способен к сотрудничеству.
Методические рекомендации к сопровождению развития детей
Общие рекомендации по организации взаимодействия педагога с детьми
Использовать приемы игровой мотивации для формирования норм речевого этикета. Оказывать детям помощь в подготовке к усвоению нового содержания. Поддерживать любые появления любознательности, побуждать детей задавать вопросы при решении проблемных ситуаций. Обращать внимание на поступки, эмоции в свободное время, закрепляя пройденный материал.
Организация обучающего взаимодействия педагога с детьми
Практическая беседа воспитателей с детьми о разнообразии эмоций: грусть, радость, злость, страх.
Игра «Уходи, злость, уходи».
Чтение рассказов: «Замороженная страна».
НОД по рисованию: «Волшебные краски».
Беседа с детьми с рассматриванием иллюстраций «Нечаянно и нарочно».
Упражнение «Эмоциональная зарядка»
Беседа с детьми: «Учимся прощать своих друзей»
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений».
Игровая ситуация «Давай помиримся».
НОД по рисованию: «Эти разные эмоции».
Игра «Угадай эмоции на ощупь».
Беседа с детьми с рассматриванием иллюстраций «Добрый – злой».
Игра «Паровозик дружбы»
НОД по социально-коммуникативному развитию «В гостях у Грустякин»
Игра «Повтори движения».
Игра «Мешок положительных эмоций», в котором лежат радость, счастье, веселье.
Игра «Час тишины – час можно».
Развлечение «Учим делать
комплименты».
Игра «Говори».
Упражнение «Мимическая гимнастика».
Организация совместной деятельности педагога и детей
Игра на развитие эмоционально волевой сферы «Тренируем эмоции».
Ситуативный разговор «Что такое доброта».
Релаксация «Уходи, злость, уходи».
Дидактическая игра «Лото настроений».
Музыкальная деятельность-прослушивание грустных и веселых песен.
Подвижная игра «Найди себе пару».
Игровое упражнение «Я и мое настроение».
Театрализованная деятельность «Зверята заболели». Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Просмотр мультфильма Барбоскины - 133 серия. Достоверные эмоции (новые серии).
Упражнение «Нарисуй что-то приятное и расскажи».
Релаксация «Разноцветное море».
Словесная игра «Продолжи фразу».
Игра «Обзывалки».
Выставка рисунков «Что меня радует, что меня огорчает».
Пазлы «Подбери эмоцию».
Игровое упражнение «Я и мое настроение».
Игра «Тренируем эмоции».
Словесная игра «Четвертый лишний».
Упражнение «Скажи добрые слова другу своему».
Игра «Подушечные обои».
Театрализованная деятельность «Солнышко вернулось!» отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»
Обогащение среды для инициирования самостоятельной деятельности детей
Создание картотеки игр «Наши эмоции».
Подготовить дидактическую игру «Лото настроений».
Подготовить костюмы к театрализованной деятельности.
Создание ППРС, обеспечивающей эмоциональное развитие детей:
– «Светофор моего настроения»
Подбор иллюстраций для беседы.
Оформить выставку рисунков «Я и мое настроение»
Создать игру «Мешок положительных эмоций».
Подготовиться к развлечению «Учим делать комплименты».
Рекомендации логопеда по организации взаимодействия педагога с детьми:
Игровое упражнение «Волшебный стул» стр. 22 «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. Детство-пресс, 2008.
Рекомендации педагога – психолога по организации взаимодействия педагога с детьми: Не предъявлять детям завышенные требования. Поощрять инициативу детей. Организовывать игры для преодоления эмоциональной проблемы, развития уверенности в себе, формирования адекватной самооценки.
Игра «Прогони злость». Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем отгонять злость. Возьмите по листу бумаги и представьте, что вы на кого- то очень злитесь. А теперь скомкайте лист с силой и бросьте ее в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили злость, комкая бумагу. Дети не должны кидать комки друг в друга. Игра помогает снять агрессивное напряжение.
Игра «Про Обидку и Грустинку». Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка и Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.
Игра «Угадай эмоцию». На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что эта за эмоцию.
(Этюд на выражение гнева) Баба – Яга. Баба – Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба – Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Игра «Сова летит». Это упражнение учит ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время – действовать согласна командам ведущего.
Пляшут зайки на полянке
Целый день, целый день!
Кувыркаться и резвиться
Им не лень, им не лень!
«Зайки» действительно получают возможность совершать любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий не произнесет: «Сова летит!» Вот тут все «зайки» замирают настолько, насколько это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь «сова» способна заметить даже малейшее движение незадачливого зайчонка и схватить его.
Рекомендуемая литература:
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению» Ярославль, 1997
Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997
Пляцковский М. Солнышко на память. Сказки. М., - 1998
Степанова Г. А. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. – Дошкольное воспитание, 1998, №5
Шорыгина Т. А. «Общительные сказки» издательство «Сфера», 2014
Организация взаимодействия педагога с детьми: Использование четких, коротких инструкций при формулировке задания.
Применять систему поощрения.
Взаимодействие педагога с детьми: Давать детям возможность самостоятельно организовывать игры в группе и на улице. Научить детей сочинять сказки по заданной теме.
Обобщение среды для инициирования самостоятельной деятельности детей:
Проведение выставок рисунков по темам: «Я и мои эмоции»; Сформировать сборник сказок об этикете.
Рекомендации по организации взаимодействия родителей с детьми:
Организация совместной деятельности детей и родителей по теме вариативного образовательного маршрута. Проведение совместных выставок, сказок, направленных на тему маршрута. Поддерживание детской инициативы, стимулирование желания детей продолжать интересоваться этикетом.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет».
Индивидуальные беседы по вопросам родителей.
Предложить проиграть с детьми упражнение «Угадай эмоцию». Обсудить с родителями как отреагировали дети на упражнение.
Консультация: «Воспитание сказкой»
Предложить прочитать А. Барто «Девочка-ревушка». Обсудить с родителями, как отреагировали дети на прочитанное.
Папка-передвижка «В детский сад с удовольствием».
Предложить поучаствовать в подготовке к театрализованной деятельности деятельность «Зверята заболели».
Консультация: «Что рисует ваш ребенок?»
Предложить поучаствовать в создание ППРС, обеспечивающей эмоциональное развитие детей: «Светофор моего настроения»
Предложить прочитать русскую народную сказку «Привередница». Обсудить с родителями, как отреагировали дети на прочитанное.
Пополнить книжный уголок книгами, связанными с эмоциями героев.
Предложить проиграть дидактическую игру «Азбука настроение» Обсудить с родителями как дети участвовали в игре.
Предложить проиграть упражнение «Передай эмоцию». Обсудить с родителями как отреагировали дети на упражнение.
Развлечение «Учим делать комплименты».