Юлия Деркач
Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет пять направлений развития и образования детей:
• социально коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Публикация «Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста является приоритетным направлением по ФГОС. Основная цель этого направления заключается в позитивной социализации детей, приобщении их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому главная задача педагога – способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми, освоению культуры общения в различных социальных сферах, повышению уровня эмпатии к окружающим.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются снижение уровня воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры и просто дефицит внимания. Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка с другими детьми является необходимым условием его психического развития и формирования общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.
Для развития коммуникативных умений у старших дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Человек, который не имеет педагогического образования, может подумать, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре. Отчасти - правда, потому что игра является основным видом деятельности в этом возрасте. Однако для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации.
Формы общения дошкольников со сверстниками:
• Эмоционально-практическая. Эта форма, когда ребенок стремится к активной деятельности под действием эмоций. Дети в этом возрасте смотрят на взрослого и повторяют его действия.
• Ситуативно-деловая. Эта форма, когда дети осознанно имитируют активность взрослых. Дети в этом возрасте хотят играть во взрослые игры.
• Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, они пытаются устанавливать свои собственные правила.
Если привести сравнительные характеристики всех трёх форм, то внеситуативно-деловая является наиболее продуктивной для развития коммуникативной деятельности дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:
• сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
• перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
• систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
• коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.
Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• Обучение умению слушать и слышать другого;
• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• Формирование чувства симпатии между участниками общения;
• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
• Обучение умению детей владеть собой;
• Развитие умения анализировать ситуацию;
• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Инновационные формы работы с детьми по реализации задач социально-коммуникативного развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования различаются по возрасту.
Для младшего дошкольного возраста:
• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• Организация сюжетных игр;
• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
• Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
• Игры с моделированием;
• Литература и игра (чтение);
Для среднего дошкольного возраста:
• Организация сюжетно-ролевых игр;
• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
• Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
• Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Для старшего дошкольного возраста:
• Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
• Использование метода проектов. Использование метода коллекционирования.
• Использование театрализованной деятельности, литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов).
Формы работы по СКР (социально-коммуникативному развитию, используемые группой, следующие:
• Организованная образовательная деятельность.
• Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
- целевая прогулка;
- чтение художественной литературы (ежедневно);
- ситуативные беседы (ежедневно);
- трудовая деятельность (ежедневно);
- гигиенические и закаливающие процедуры (ежедневно);
- утренняя гимнастика, пробежка (ежедневно);
- артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.
• Самостоятельная деятельность детей:
- деятельность в речевом уголке;
- деятельность в центрах развития;
- игры: словесные, дидактические, настольные, творческие, подвижные, спортивные, обучающие, сюжетно-ролевые;
• Сотрудничество с родителями.
• Проекты, акции.
• Досуги, праздники, экскурсии.
В сфере задачи формирования социального опыта наша группа участвовала в акциях и проектах к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне:
• Проект «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/
• Всероссийская акция «Окна Памяти»
Всероссийская акция «Бессмертный полк»
• Создание «Книги памяти» группы
• Создание фотоколлажа «С Днём Победы!»
• Онлайн-концерт к Дню Победы.
Акции и проекты к 75-летию Победы, в которых участвовали дети, воспитывают у них высокие моральные качества, понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне, помогают выражать благодарность ветеранам, учат проявлять свою социальную позицию.
В «Книге памяти» дети собрали различные материалы (фото, наградные листы, другие документы) о своих прадедах и прабабушках – участниках ВОВ и тружениках тыла.
Детям было интересно также принимать участие в создании фотоколлажа. Они рассматривали фотографии, с удовольствием ждали и слушали истории боевого пути своих близких, узнавали о различных родах войск.
В современных условиях пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер я создала в WhatsApp группу для родителей, в которой выкладывала задания детям, рекомендации логопеда, психолога, инструктора по физической подготовке и собственные материалы. Работая с детьми и родителями посредством общения в чате группы, мы и организовали онлайн-концерт, сделали фотоколлаж, участвовали в акциях к 9 мая.
В сфере задачи формирования личностного опыта наша группа также принимала участие в различных мероприятиях. Современный ребёнок стремится к самоутверждению и персонализации себя в обществе. Задача взрослых – направить детскую энергию в нужное русло. Детям с ОВЗ занятия спортом, соревнования дают возможность показать себя, пообщаться, наладить контакт, пусть и виртуально.
Поэтому мы решили принять участие в онлайн-проекте (флешмоб) министерства спорта РФ #ниднябезспортанн. Потребность дошкольника участвовать в жизни группы очень велика. Даже в период карантина все дети пытались не отставать друг от друга и заниматься спортом.
В сфере задачи развития эмоциональной отзывчивости наша группа в течение всего учебного года проводила акцию «Дерево пожеланий», которая весьма способствовала:
• созданию положительного эмоционального фона в группе;
• развитию эмпатии у детей, способности выражать свои чувства;
• развитию у них познавательного интереса;
• повышению сплоченности детей.
Дерево, которое распускалось у нас к праздникам, было расцвечено такими интересными пожеланиями, что не подобрать слов.
Первоначально мы записывали пожелания детей, но к концу года дети сами стали писать их, нам оставалось лишь их оформить. Сами праздники, изготовление открыток с поздравлениями, портретов мам - было интересно детям.
Творчество – это опосредованное общение, ведь ты делишься творчеством и вдохновляешь других на поиск красоты, гармонии, обретение собственного опыта. Акцент на вариативность при просмотре результатов работы, также как и комментарии к ним, обязательны, например, так:
• «Если бы ваши работы умели говорить, что они рассказали бы о вас – своих создателях?»
• «Руки должны быть добрыми, тогда поделка принесёт радость»
• «Работы должны быть разными, тогда они творческие»
Семья и детский сад являются главными источники коммуникативного развития детей и взаимно дополняют друг друга. Вот основные моменты, которые бы хотелось выделить в связи с этим:
• Дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.
• Искренность и открытость укрепляют семейные связи и являются прекрасным примером для подражания.
• Как говорится в русской народной пословице: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер».
• Задача семьи и педагогов – закрепить у ребёнка память на хорошие дела, хорошее поведение, хорошие привычки.
Взрослый является соучастником детской деятельности. Поэтому личный пример значимого взрослого (педагога или родителя) – это самый действенный приём коммуникативного развития дошкольника. Педагоги нашей группы активные участники различных массовых мероприятий.
В заключении хочется отметить, что наша постоянная и непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка.
• Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
• У детей сформировалась способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.