Папки-передвижки

Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

Юлия Деркач
Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет пять направлений развития и образования детей:

социально коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Публикация «Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста является приоритетным направлением по ФГОС. Основная цель этого направления заключается в позитивной социализации детей, приобщении их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому главная задача педагога – способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми, освоению культуры общения в различных социальных сферах, повышению уровня эмпатии к окружающим.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются снижение уровня воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры и просто дефицит внимания. Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка с другими детьми является необходимым условием его психического развития и формирования общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.

Для развития коммуникативных умений у старших дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Человек, который не имеет педагогического образования, может подумать, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре. Отчасти - правда, потому что игра является основным видом деятельности в этом возрасте. Однако для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации.

Формы общения дошкольников со сверстниками:

• Эмоционально-практическая. Эта форма, когда ребенок стремится к активной деятельности под действием эмоций. Дети в этом возрасте смотрят на взрослого и повторяют его действия.

• Ситуативно-деловая. Эта форма, когда дети осознанно имитируют активность взрослых. Дети в этом возрасте хотят играть во взрослые игры.

• Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, они пытаются устанавливать свои собственные правила.

Если привести сравнительные характеристики всех трёх форм, то внеситуативно-деловая является наиболее продуктивной для развития коммуникативной деятельности дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

• сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

• систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

• коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• Обучение умению слушать и слышать другого;

• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

• Формирование чувства симпатии между участниками общения;

• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

• Обучение умению детей владеть собой;

• Развитие умения анализировать ситуацию;

• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Инновационные формы работы с детьми по реализации задач социально-коммуникативного развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования различаются по возрасту.

Для младшего дошкольного возраста:

• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• Организация сюжетных игр;

• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

• Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

• Игры с моделированием;

• Литература и игра (чтение);

Для среднего дошкольного возраста:

• Организация сюжетно-ролевых игр;

• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

• Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

• Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Для старшего дошкольного возраста:

• Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

• Использование метода проектов. Использование метода коллекционирования.

• Использование театрализованной деятельности, литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов).

Формы работы по СКР (социально-коммуникативному развитию, используемые группой, следующие:

• Организованная образовательная деятельность.

• Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

- целевая прогулка;

- чтение художественной литературы (ежедневно);

- ситуативные беседы (ежедневно);

- трудовая деятельность (ежедневно);

- гигиенические и закаливающие процедуры (ежедневно);

- утренняя гимнастика, пробежка (ежедневно);

- артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

• Самостоятельная деятельность детей:

- деятельность в речевом уголке;

- деятельность в центрах развития;

- игры: словесные, дидактические, настольные, творческие, подвижные, спортивные, обучающие, сюжетно-ролевые;

• Сотрудничество с родителями.

• Проекты, акции.

• Досуги, праздники, экскурсии.

В сфере задачи формирования социального опыта наша группа участвовала в акциях и проектах к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне:

• Проект «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/

• Всероссийская акция «Окна Памяти»

Всероссийская акция «Бессмертный полк»

• Создание «Книги памяти» группы

• Создание фотоколлажа «С Днём Победы!»

• Онлайн-концерт к Дню Победы.

Акции и проекты к 75-летию Победы, в которых участвовали дети, воспитывают у них высокие моральные качества, понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне, помогают выражать благодарность ветеранам, учат проявлять свою социальную позицию.

В «Книге памяти» дети собрали различные материалы (фото, наградные листы, другие документы) о своих прадедах и прабабушках – участниках ВОВ и тружениках тыла.

Детям было интересно также принимать участие в создании фотоколлажа. Они рассматривали фотографии, с удовольствием ждали и слушали истории боевого пути своих близких, узнавали о различных родах войск.

В современных условиях пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер я создала в WhatsApp группу для родителей, в которой выкладывала задания детям, рекомендации логопеда, психолога, инструктора по физической подготовке и собственные материалы. Работая с детьми и родителями посредством общения в чате группы, мы и организовали онлайн-концерт, сделали фотоколлаж, участвовали в акциях к 9 мая.

В сфере задачи формирования личностного опыта наша группа также принимала участие в различных мероприятиях. Современный ребёнок стремится к самоутверждению и персонализации себя в обществе. Задача взрослых – направить детскую энергию в нужное русло. Детям с ОВЗ занятия спортом, соревнования дают возможность показать себя, пообщаться, наладить контакт, пусть и виртуально.

Поэтому мы решили принять участие в онлайн-проекте (флешмоб) министерства спорта РФ #ниднябезспортанн. Потребность дошкольника участвовать в жизни группы очень велика. Даже в период карантина все дети пытались не отставать друг от друга и заниматься спортом.

В сфере задачи развития эмоциональной отзывчивости наша группа в течение всего учебного года проводила акцию «Дерево пожеланий», которая весьма способствовала:

• созданию положительного эмоционального фона в группе;

• развитию эмпатии у детей, способности выражать свои чувства;

• развитию у них познавательного интереса;

• повышению сплоченности детей.

Дерево, которое распускалось у нас к праздникам, было расцвечено такими интересными пожеланиями, что не подобрать слов.

Первоначально мы записывали пожелания детей, но к концу года дети сами стали писать их, нам оставалось лишь их оформить. Сами праздники, изготовление открыток с поздравлениями, портретов мам - было интересно детям.

Творчество – это опосредованное общение, ведь ты делишься творчеством и вдохновляешь других на поиск красоты, гармонии, обретение собственного опыта. Акцент на вариативность при просмотре результатов работы, также как и комментарии к ним, обязательны, например, так:

• «Если бы ваши работы умели говорить, что они рассказали бы о вас – своих создателях?»

• «Руки должны быть добрыми, тогда поделка принесёт радость»

• «Работы должны быть разными, тогда они творческие»

Семья и детский сад являются главными источники коммуникативного развития детей и взаимно дополняют друг друга. Вот основные моменты, которые бы хотелось выделить в связи с этим:

• Дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.

• Искренность и открытость укрепляют семейные связи и являются прекрасным примером для подражания.

• Как говорится в русской народной пословице: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер».

• Задача семьи и педагогов – закрепить у ребёнка память на хорошие дела, хорошее поведение, хорошие привычки.

Взрослый является соучастником детской деятельности. Поэтому личный пример значимого взрослого (педагога или родителя) – это самый действенный приём коммуникативного развития дошкольника. Педагоги нашей группы активные участники различных массовых мероприятий.

В заключении хочется отметить, что наша постоянная и непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка.

• Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

• У детей сформировалась способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 июня 2021 в 07:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД