Лучший педагог года

Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

Юлия Деркач
Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет пять направлений развития и образования детей:

социально коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Публикация «Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста является приоритетным направлением по ФГОС. Основная цель этого направления заключается в позитивной социализации детей, приобщении их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому главная задача педагога – способствовать приобретению навыков общения со сверстниками и взрослыми, освоению культуры общения в различных социальных сферах, повышению уровня эмпатии к окружающим.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются снижение уровня воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры и просто дефицит внимания. Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка с другими детьми является необходимым условием его психического развития и формирования общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.

Для развития коммуникативных умений у старших дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Человек, который не имеет педагогического образования, может подумать, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре. Отчасти - правда, потому что игра является основным видом деятельности в этом возрасте. Однако для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации.

Формы общения дошкольников со сверстниками:

• Эмоционально-практическая. Эта форма, когда ребенок стремится к активной деятельности под действием эмоций. Дети в этом возрасте смотрят на взрослого и повторяют его действия.

• Ситуативно-деловая. Эта форма, когда дети осознанно имитируют активность взрослых. Дети в этом возрасте хотят играть во взрослые игры.

• Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, они пытаются устанавливать свои собственные правила.

Если привести сравнительные характеристики всех трёх форм, то внеситуативно-деловая является наиболее продуктивной для развития коммуникативной деятельности дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:

• сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

• систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

• коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• Обучение умению слушать и слышать другого;

• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

• Формирование чувства симпатии между участниками общения;

• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

• Обучение умению детей владеть собой;

• Развитие умения анализировать ситуацию;

• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Инновационные формы работы с детьми по реализации задач социально-коммуникативного развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования различаются по возрасту.

Для младшего дошкольного возраста:

• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

• Организация сюжетных игр;

• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

• Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

• Игры с моделированием;

• Литература и игра (чтение);

Для среднего дошкольного возраста:

• Организация сюжетно-ролевых игр;

• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

• Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

• Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Для старшего дошкольного возраста:

• Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

• Использование метода проектов. Использование метода коллекционирования.

• Использование театрализованной деятельности, литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов).

Формы работы по СКР (социально-коммуникативному развитию, используемые группой, следующие:

• Организованная образовательная деятельность.

• Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

- целевая прогулка;

- чтение художественной литературы (ежедневно);

- ситуативные беседы (ежедневно);

- трудовая деятельность (ежедневно);

- гигиенические и закаливающие процедуры (ежедневно);

- утренняя гимнастика, пробежка (ежедневно);

- артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики.

• Самостоятельная деятельность детей:

- деятельность в речевом уголке;

- деятельность в центрах развития;

- игры: словесные, дидактические, настольные, творческие, подвижные, спортивные, обучающие, сюжетно-ролевые;

• Сотрудничество с родителями.

• Проекты, акции.

• Досуги, праздники, экскурсии.

В сфере задачи формирования социального опыта наша группа участвовала в акциях и проектах к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне:

• Проект «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/

• Всероссийская акция «Окна Памяти»

Всероссийская акция «Бессмертный полк»

• Создание «Книги памяти» группы

• Создание фотоколлажа «С Днём Победы!»

• Онлайн-концерт к Дню Победы.

Акции и проекты к 75-летию Победы, в которых участвовали дети, воспитывают у них высокие моральные качества, понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне, помогают выражать благодарность ветеранам, учат проявлять свою социальную позицию.

В «Книге памяти» дети собрали различные материалы (фото, наградные листы, другие документы) о своих прадедах и прабабушках – участниках ВОВ и тружениках тыла.

Детям было интересно также принимать участие в создании фотоколлажа. Они рассматривали фотографии, с удовольствием ждали и слушали истории боевого пути своих близких, узнавали о различных родах войск.

В современных условиях пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер я создала в WhatsApp группу для родителей, в которой выкладывала задания детям, рекомендации логопеда, психолога, инструктора по физической подготовке и собственные материалы. Работая с детьми и родителями посредством общения в чате группы, мы и организовали онлайн-концерт, сделали фотоколлаж, участвовали в акциях к 9 мая.

В сфере задачи формирования личностного опыта наша группа также принимала участие в различных мероприятиях. Современный ребёнок стремится к самоутверждению и персонализации себя в обществе. Задача взрослых – направить детскую энергию в нужное русло. Детям с ОВЗ занятия спортом, соревнования дают возможность показать себя, пообщаться, наладить контакт, пусть и виртуально.

Поэтому мы решили принять участие в онлайн-проекте (флешмоб) министерства спорта РФ #ниднябезспортанн. Потребность дошкольника участвовать в жизни группы очень велика. Даже в период карантина все дети пытались не отставать друг от друга и заниматься спортом.

В сфере задачи развития эмоциональной отзывчивости наша группа в течение всего учебного года проводила акцию «Дерево пожеланий», которая весьма способствовала:

• созданию положительного эмоционального фона в группе;

• развитию эмпатии у детей, способности выражать свои чувства;

• развитию у них познавательного интереса;

• повышению сплоченности детей.

Дерево, которое распускалось у нас к праздникам, было расцвечено такими интересными пожеланиями, что не подобрать слов.

Первоначально мы записывали пожелания детей, но к концу года дети сами стали писать их, нам оставалось лишь их оформить. Сами праздники, изготовление открыток с поздравлениями, портретов мам - было интересно детям.

Творчество – это опосредованное общение, ведь ты делишься творчеством и вдохновляешь других на поиск красоты, гармонии, обретение собственного опыта. Акцент на вариативность при просмотре результатов работы, также как и комментарии к ним, обязательны, например, так:

• «Если бы ваши работы умели говорить, что они рассказали бы о вас – своих создателях?»

• «Руки должны быть добрыми, тогда поделка принесёт радость»

• «Работы должны быть разными, тогда они творческие»

Семья и детский сад являются главными источники коммуникативного развития детей и взаимно дополняют друг друга. Вот основные моменты, которые бы хотелось выделить в связи с этим:

• Дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.

• Искренность и открытость укрепляют семейные связи и являются прекрасным примером для подражания.

• Как говорится в русской народной пословице: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер».

• Задача семьи и педагогов – закрепить у ребёнка память на хорошие дела, хорошее поведение, хорошие привычки.

Взрослый является соучастником детской деятельности. Поэтому личный пример значимого взрослого (педагога или родителя) – это самый действенный приём коммуникативного развития дошкольника. Педагоги нашей группы активные участники различных массовых мероприятий.

В заключении хочется отметить, что наша постоянная и непрерывная работа способствовала социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка.

• Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

• У детей сформировалась способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 июня 2021 в 07:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные приёмы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Деркач в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД