Надежда Мишустина
Вариативные формы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Вариативные формы дошкольного образования».
Аннотация в данной статье рассказывается об основных вариативных формах дошкольного образования - группе кратковременного пребывания и консультационном центре, их задачах и основной деятельности.
Ключевые слова: ФЗ «Об образовании», инклюзивное образование, вариативность, группа кратковременного пребывания, консультационный центр.
Публикация «Вариативные формы дошкольного образования» размещена в разделах
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ значительное внимание уделено детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
В данном законе применяются следующие основные понятия:
• обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
• индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
• инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Современные мамы хотят с раннего возраста развивать своих детей.
Для развития нашего дошкольного образовательного учреждения необходимо использовать инновации, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Это - удовлетворение потребностей родителей в новых формах дошкольного образования. Сегодня мы можем убедиться, что на смену классической формы дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы. Например, дошкольное образование в нашем городе, где проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.
Одна из основных задач работы нашего детского образовательного учреждения – это взаимодействие с семьями воспитанников.
Для того, чтобы педагоги осознали смысл происходящих процессов необходимо стремиться принять вариативность образования, стремиться к обновлению его содержания и технологий.
Это дало новые возможности для развития творчества и инициативы педагогов, в том числе и по разработке вариативных форм.
Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования. Данные группы создаются для детей раннего дошкольного возраста с целью оказание консультативно-методической поддержки их родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации, обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.
На сегодняшний день в ДОУ активно открываются и работают разные виды групп кратковременного пребывания детей, содержание работы и гибкий режим (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) привлекают родителей. Разнообразие групп позволяет родителям выбирать образовательные маршруты для своих детей.
Пребывание в дошкольном учреждении, сокращенное по времени, и обучение в форме игры дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, где решаются многие проблемы коммуникативного характера, позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку. Ежедневное проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями, а также дают возможность общения с родителями по волнующим вопросам.
Вместе с противоречиями и выявленными трудностями работа ГКП показала, что есть возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, доступность дошкольного образования, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов.
Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности адаптационной группы.
Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между ДОУ и родителями (законными представителями); приказ на открытие группы кратковременного пребывания в ДОУ; режим работы группы; определение программы образовательного процесса; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя); документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате).
С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.
Определены задачи:
- создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад;
- обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;
- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
В адаптационные группы кратковременного пребывания мы набирали по 3-7 человек неорганизованных детей. Малыши этой группы посещали детский сад два раза в неделю на протяжении всего учебного года.
Одним из ведущих принципов организации непосредственно образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.
Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – два часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы, прогулкой. Это:
- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью);
- игры с дидактическими игрушками;
- игры-драматизации;
- пальчиковые, хороводные, подвижные игры;
- сюжетные игры;
- совместное конструирование из крупного и мелкого строительного материала, а также из бумаги и природного материала.
Вся образовательная деятельность проводится в игровой, непринужденной форме (парами, малыми подгруппами, что способствует свободному общению детей и педагогов. За счет такого многообразного и разновозрастного сотрудничества развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, стимулируется общение детей, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается эмоционально-положительное отношение к детскому саду и самостоятельность. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос.
Организация работы Консультационного центра (КЦ) для родителей.
Консультационный центр (КЦ) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, не посещающих образовательные учреждения, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; поддержка всестороннего развития личности детей, оказание психолого-педагогической помощи родителям.
Основные задачи КЦ:
• оказать консультативную помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
• оказать содействие в социализации детей дошкольного возраста.
Нами проведена соответствующая подготовка к работе КЦ:
1. Составлен план работы консультативного пункта.
2. Определены эффективные формы и методы работы с родителями и детьми.
3. Разработана необходимая документация.
С родителями (законными представителями) которые будут посещать КЦ, проводиться беседа о правилах работы КЦ, о взаимных правах и обязанностях, заключились договора.
С 1 июня 2018 г. в нашем детском саду начал свою работу Консультационный центр для родителей и детей, как посещающих дошкольное учреждение, так и не посещающих его, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; поддержки всестороннего развития личности детей, оказание психолого-педагогической помощи родителям.
В план работы Консультационного центра в течение года запланированы встречи со специалистами ДОУ, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, видеосвязь, спектакли и развлечения для детей. Родители имеют возможность в любое время получить необходимую консультацию и связаться со специалистами,
Интересно и плодотворно проходят занятия в Консультационном центре. Родители (законные представители) ознакомлены с законодательной базой в дошкольном образовательном учреждении, а также их вниманию были предложены другие нормативные документы, Положение о Консультационном центре.
Родители поделились проблемами в воспитании своих детей, высказали свои пожелания, обменялись своими мнениями, заполнили анкеты. Все встречи проходят в теплой, дружеской и непринужденной обстановке, в обстановке взаимной заинтересованности и, будем надеяться, это станет первым шагом на пути конструктивного сотрудничества в будущем.
Список использованной литературы.
1. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.
2. Шаехова, Р. К. Предшкольное образование и самоценность периода детского развития // Начальное образование. - 2008. № 4. - С. 21-23.