Екатерина Сукач
Вариативная программа «Удивительная бумага» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №163 ОАО «РЖД»
ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ 4-5 ЛЕТ
«Удивительная бумага»
Программу составила :
воспитатель
Сукач Екатерина Сергеевна
Новосибирск, 2021 год
Пояснительная записка
Актуальность
Публикация «Вариативная программа „Удивительная бумага“ для средней группы» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2022
Бумага является одним из самых простых и доступных материалов. Мы с самого детства знакомимся с изделиями из бумаги. Бумага легка в обработке, требует минимум инструментов, поэтому считается очень удобным материалом для детского творчества. Любая работа с бумагой познавательна и увлекательна. Дети с удовольствием складывают, вырезают, скручивают бумагу, проявляя при этом свою индивидуальность, воплощая собственный замысел и ощущая радость творчества.
Программа «Удивительная бумага» предполагает развитие у ребенка мелкой моторики, конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления, творческого потенциала. Выполнение работ, предложенных в программе, учит детей концентрировать внимание, следовать устным инструкциям, быть аккуратными. Все это способствует самореализации дошкольников, возникновению желания творить и создавать.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой.
Задачи:
• обучать различным приемам работы с бумагой;
• формировать умение следовать устным инструкциям;
• развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Методы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
• наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
• практический (выполнение работ по инструкциям, схемам).
Принципы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дошкольники
• научатся различным приемам работы с бумагой;
• научатся следовать устным инструкциям;
• будут создавать композиции с изделиями в технике нетрадиционного метода работы с бумагой;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию.
Содержательная часть
Программа «Удивительная бумага» рассчитана на 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.
Учебно-тематический план занятий
Месяц Тема Задачи Технологии Продукт
сентябрь Что такое бумага Познакомить детей с историей возникновения бумаги, ее свойствами, видами.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами, клеем. «Волшебная лупа»
(рассматривание бумаги).
«Парные коммуникации» (дети в парах рассказывают друг другу, что они знают о бумаге).
Какие листья осенью Вспомнить, как меняются листья осенью.
Подобрать цветные карандаши и цветную бумагу в соответствии с цветом осенних листьев.
Отрабатывать умение аккуратно раскрашивать карандашами.
Учиться отрывать от полоски бумаги аккуратные кусочки.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория история»
(Н. М. Грибачев «Рыжие листья»)
«Волшебная лупа» (рассматривание листьев) Обрывная аппликация «Осенние листочки»
октябрь Какие деревья осенью Вспомнить, что происходит с деревьями осенью.
Отрабатывать умение раскрашивать восковыми мелками.
Учиться отрывать от салфеток маленькие кусочки и катать из них шарики.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй»
(Т. А. Домаренок «Золотая осень») Поделка «Осеннее дерево»
Что такое рябина Формировать представление о рябине-дереве (рассмотреть листья, ствол) и рябине-ягоде (определить вкус, цвет, узнать, кто ее ест).
Учиться раскрашивать красками.
Отрабатывать умение отрывать от салфетки маленькие кусочки и катать из них шарики.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Учиться вырезать.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Волшебная лупа» (рассматривание листов и ягод рябины) Поделка «Ветка рябины»
ноябрь Чем полезны яблоки Вспомнить, что яблоко – это полезный фрукт.
Вспомнить, где растут яблоки, какого цвета они бывают.
Уточнить, какие блюда можно приготовить из яблок.
Отрабатывать умение раскрашивать красками.
Отрабатывать умение отрывать от салфетки кусочки и катать из них шарики.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй» (В. Г. Сутеев «Мешок яблок»)
«Волшебная лупа» (рассматривание яблока) Поделка «Корзина яблок»
Какие деревья зимой Вспомнить, что происходит с деревьями зимой.
Отрабатывать умение раскрашивать карандашами.
Учиться отрывать от листа бумаги маленькие кусочки.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй» (С. Топелиус «Зимняя сказка») Поделка «Деревья в снегу»
декабрь Новогодняя елка Вспомнить, как готовятся к празднику Новый год, как его отмечают.
Узнать, чем раньше украшали елку, чем ее украшают сейчас.
Отрабатывать умение раскрашивать красками.
Отрабатывать умение катать шарики из салфеток.
Учиться выкладывать из шариков линии.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй»
(В. Г. Сутеев «Елка»)
«Волшебная лупа» (рассматривание еловой веточки) Поделка «Елочка»
Добрый Дедушка Мороз Вспомнить, кто такой Дед Мороз, где он живет.
Рассмотреть внешний вид Деда Мороза.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Учиться разрезать бумагу на полоски, вырезать детали из бумаги.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Парные коммуникации» (рассказать друг другу в парах о Деде Морозе)
«Лаборатория историй» («Мороз и заяц») Поделка «Дедушка Мороз»
январь Птички синички Вспомнить, когда прилетают синицы.
Узнать, чем питаются синицы.
Рассмотреть, как выглядит синица.
Отрабатывать умение отрывать от полоски бумаги кусочки.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй» (Ю. Ярмыш «Отчего синичка развеселилась») Обрывная аппликация «Синичка»
Снегири прилетели Вспомнить, когда прилетают снегири.
Узнать, чем питаются снегири.
Рассмотреть внешний вид снегиря.
Отрабатывать умение раскрашивать красками.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй» (Т. Домаренок «Снегирь принес снег?») Поделка «Снегири на дереве»
февраль Кудрявые барашки Вспомнить, что баран – это домашнее животное.
Уточнить, какую пользу приносит баран человеку.
Рассмотреть, как выглядит баран.
Закреплять умение катать шарики из салфеток.
Отрабатывать умение ориентироваться на листе.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй»
(«Сказка о девяти братьях-барашках и их сестре») Поделка «Барашек»
Удивительные черепахи Рассмотреть внешний вид черепахи.
Узнать, где живет и чем питается черепаха.
Закреплять умение катать шарики из салфеток.
Отрабатывать умение ориентироваться на листе.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй»
(М. Пляцковский «Сказка о перевернутой черепахе») Поделка «Черепаха в пруду»
март Весеннее солнышко Вспомнить, что происходит с солнцем весной, и как это влияет на природу.
Отрабатывать умение раскрашивать красками.
Учиться катать жгутики из салфеток.
Закреплять алгоритм работы с клеем. «Лаборатория историй» (Сказка «У солнышка в гостях») Поделка «Солнышко»
Прекрасные бабочки Уточнить, что бабочка – это насекомое.
Вспомнить отличительные признаки насекомых.
Рассмотреть внешний вид бабочки.
Закреплять умение раскрашивать карандашами.
Отрабатывать умение отрывать от полоски бумаги кусочки.
Отрабатывать умение работать с клеем. «Парные коммуникации»
(рассказать друг другу о бабочках) Обрывная аппликация «Бабочка»
апрель Что такое ракета Узнать, что такое ракета.
Рассмотреть, как выглядит ракета.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Отрабатывать умение вырезать.
Учиться конструировать по образцу.
Отрабатывать умение отрывать от полоски бумаги кусочки.
Отрабатывать умение работать с клеем. «Лаборатория историй» (Сказка «Космическое путешествие») Аппликация «Ракета»
Лев – царь зверей Рассмотреть, как выглядит лев.
Узнать, где живет и чем питается лев.
Закреплять умение катать шарики и жгутики из салфеток.
Отрабатывать умение работать с клеем. «Лаборатория историй» (Сказка «Лев и коза») Поделка «Лев»
май Душистая сирень Рассмотреть, как выглядит сирень.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Закреплять умение вырезать.
Закреплять умение катать шарики из салфеток.
Отрабатывать умение работать с клеем. «Волшебная лупа» (рассматривание сирени) Поделка «Сирень»
Весенние цветы Уточнить, какие цветы появляются весной.
Вспомнить строение цветка.
Отрабатывать умение раскрашивать карандашами.
Закреплять умение катать шарики из салфеток.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Отрабатывать умение вырезать.
Закреплять умение работать с клеем. «Волшебная лупа» (рассматривание цветка) Поделка «Цветы»
Список литературы
1. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 года-М: Стрекоза,2010.
2. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – Оникс, 2009 г.
3. Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
4. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
5. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
6. Шайдурова Н. В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.