Светлана Погнерыбко
Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений образовательной программы ДОУ. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
В. В. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. И. Наумова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова, М. В. Кузнецова «Здравствуй, мир!» окружающий мир для дошкольников.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, эта любознательность пропадает. Поэтому, главный и лучший способ знакомить детей с окружающим миром - это научиться отвечать на любые вопросы детей.
Публикация «Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений образовательной программы ДОУ, 2 часть» размещена в разделах
Процесс знакомства ребёнка с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не являются непосредственной целью обучения, а служат средством для достижения этого основного результата. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе - а вот познакомиться с целостным (с учётом возраста) взглядом на окружающий мир позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Ребёнок, поскольку его жизненный опыт ещё невелик, познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Программа позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.
Таким образом, первая цель курса «Окружающий мир» для дошкольников — научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта.
Вторая цель — способствовать развитию дошкольников.
Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности.
Третья цель курса — знакомство с родным языком. Специфика преподавания любого предмета для двух-семилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:
- дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтение учебника, записи в тетрадях и на доске;
- личный жизненный опыт учеников ограничен их ближайшим окружением;
- рефлексия - осознание и без того крайне ограниченного опыта -находится в зачаточном состоянии.
Первое из этих ограничений порождает необходимость замены в книгах традиционных текстов изображениями. По необходимости использовать пиктографический метод представления учебного материала.
Прежде всего, пиктограмма - это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры оказывается возможным научить ребят понимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.
Это же ограничение выдвигает важнейшую образовательную задачу обучения дошкольников - знакомство с родным языком и развитие речи. Именно речь даёт главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека.
Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. Незнакомые новые слова не вводятся, поскольку крайне важно помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Благодаря такой постановке задачи в ребёнке воспитывается аккуратность словоупотребления и дисциплина мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности.
Установка на осознание смысла слов представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.
Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом, фактически используется принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.
Общими задачами всех занятий по курсу «Окружающий мир» с детьми этого возраста являются формирование навыков общения (взаимодействия, активация и обогащение словарного запаса, а также развитие моторики, внимания и мышления.
Методика проведения занятий по курсу «Окружающий мир» для дошкольников.
Цели и задачи курса определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При этом воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов -это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, воспитатель незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
К концу обучения подготовительной группы игровых сюжетов становится меньше, их отчасти заменяет деятельность с предметами окружающего мира, прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.
Важнейшую роль в проведении занятий играет принцип минимакса.
Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.
Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребё нка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой -соответствовать уровню его развития. Не следует давать сложных вопросов, они должны быть посильны.
Тематическое планирование рассматривается с двух точек зрения: «Окружающий мир и экология» и «ОБЖ».
1-й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.
2-й этап - мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).
3-й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки», воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий. Он избыточен. Воспитатель сам выбирает его из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.
4-й этап — самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания.
5-й этап - повторение и развивающие задания.
6-й этап — итог. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Одного НОД (10-30 минут) в неделю недостаточно для ознакомления детей и с природными явлениями, и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в свободной деятельности, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательного и образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми.
Во время совместной деятельности с детьми следует, соблюдая ряд условий:
- Она должна проходить в спокойной обстановке.
- Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.
- В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо
действию важно уделять внимание непосредственному показу (как
взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т. п.).
- Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.
- Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
Последние НОД - обобщающие. При их проведении могут быть использованы театрализованные игры, экологические досуги или интегрированные занятия.
Содержание курса «Здравствуй, мир!» для детей 4—5 лет (36 ч.)
(1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15-20 минут)
Мы живём в городе (3 ч.)
Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные знания, широкие асфальтированные улицы и дворы, мало растительности; село: низкие одноэтажные деревянные дома, узкие грунтовые дороги, трава и деревья. Город - наш дом. Зачем нужны растения в городе.
Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Автобус, троллейбус, трамвай. Водитель. Пешеход. Пассажир.
Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.
Какие мы? (4 ч.)
Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя.
Все мы - люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Голова, туловище, руки, ноги. Лицо, части лица. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы.
Кошки и собаки - члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Моё любимое животное (проект). Кошки и собаки - помощники.
Осень - время года (3 ч.)
Осень - время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (жёлтые и красные листья деревьев; листья на земле; демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, берёза, липа, тополь.
Собираемся в лес. Одежда для похода. Едем на поезде. Лес. Осень в лесу. Главное правило грибника: собирай только известные тебе грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу.
Осень - подготовка к зиме. Запасают пищу: белка запасает орехи и грибы, кабан нагуливает жир. Прячутся в убежище: медведь ложится в берлогу, лягушки прячутся на дно водоёмов. Меняют «шубу» : заяц и белка. Отлёт птиц на юг.
Как в магазин пришли товары (5 ч.)
Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный, книжный, гастроном, булочная, фрукты и овощи. Символы.
Как овощи оказались в магазине? Поле и огород. Что нужно для урожая? Крестьяне (жители села) выращивают овощи. Машины -помогают выращивать и собирать урожай. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части.
Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад и уход за ним. Лесные и садовые ягоды и орехи. Разнообразие фруктов, ягод и орехов.
Что можно приготовить из овощей? Обед: салат, суп, второе блюдо. Что можно приготовить из фруктов? Компот, варенье, сок. Профессия повара.
Путешествие хлеба: жизнь хлебного колоска. Солнце и вода - друзья хлебного колоска. Весенняя вспашка и посев семян. Как крестьяне помогали хлебному колоску вырасти. Сбор урожая. Зёрна превращаются в муку. Пекарь печёт хлеб. Профессии людей, помогающие путешествию хлеба. Изготовление хлеба (проект).
Профессии людей (1 ч.)
Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.
Зима - время года (2 ч.)
Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололёд. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя ёлка.
Зима - время года. Месяцы зимы. Приметы зимы в парке. Животные и растения зимой. Помощь животным.
Наши друзья — животные (6 ч.)
Обитатели леса - звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, ёж, медведь, мышь). Помощь людей зверям.
Домашние животные - наши помощники («профессии» домашних животных). Разнообразие домашних животных. Забота человека о домашних животных.
Птицы - обитатели воздуха. Полёт птиц. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам.
Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах.
Рыбы - обитатели водоёмов. Аквариум - искусственный водоём.
Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы и рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных.
Весна - время года (7 ч.)
Праздник пап - День защитника Отечества. Праздник мам -• 8 Марта.
Весна - время года. Весеннее пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе (таяние снега, распускание листьев). Приметы весны в парке (таяние снега, ледоход на реке, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц).Цветы - первоцветы. Признаки весны.
Птицы и их гнёзда. Животные и растения готовятся к лету. Охра-
на растений и животных (птиц).
Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья - насекомые. Летающие цветы - бабочки.
Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Бремена года. Характерные признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.
Итоговое НОД (1 ч.)
К концу обучения дети средней группы должны знать:
- название родного города, села;
- основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.
К концу обучения дети средней группы должны иметь представление :
- о характерных признаках города и села; - об элементарных правилах поведения в городе и на природе;
- о разных видах общественного транспорта;
- о семье и взаимопомощи членов семьи;
- об основных частях тела человека и их назначении;
- об элементарных правилах поведения и личной гигиене;
- об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;
- о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
- об основных особенностях сезонной жизни природы;
- об основных особенностях сезонной жизни людей;
- о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными);
- о жизни диких животных в природе.
Дети должны уметь:
- отличать времена года и их признаки;
- отличать город от села;
- отличать и называть деревья (3-4 вида) и кустарники (1 вид);
- называть грибы и ягоды;
- отличать съедобные части растений от несъедобных;
- узнавать мухомор как несъедобный гриб;
- решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);
- правильно себя вести на занятии (давать правильный и полный ответ, правильно задавать вопрос воспитателю и ребятам и т. п.).
Содержание курса «Здравствуй, мир!» для детей 5—6 лет (36ч.) (1 НОД в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 20-25 минут)
Подготовка к путешествию (10 ч.)
Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Приём гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь - друг, огонь - враг. Как спасаться от огня. Наши помощники - службы помощи.
Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо, горло, нос; кожник; терапевт; рентгеновский кабинет; стоматолог; терапевт). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги - наши помощники. Путешествие с помощью книг.
Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
Осень - время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы.
Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Путешествие на север (4 ч.)
На Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лёд. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.
Путешествие в леса (3 ч.)
Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса (орехи, грибы). Лес - наше богатство.
Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес - наше богатство.
Зима - время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
На каникулы - в Москву (2 ч.)
Москва - столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
В гости — к мастерам (7 ч.)
Народные промыслы лесной зоны. Гжель. Изготовление посуды.
Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.
История русского костюма. Как одевались раньше и теперь.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
Масленица (дополнительное занятие).
Путешествие на юг (2 ч.)
Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи.
Труд людей в степных районах. Степь - житница страны. Как родится хлеб.
Возвращаемся домой (4 ч.)
Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
Зоопарк. Обитатели разных природных зон России в зоопарке.
Мой родной край. Особенности природы, занятия людей.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка. Интернет.
Итоговое НОД — 1 ч.
К концу обучения дети старшей группы должны знать:
- элементарные правила поведения в городе и на природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарного и т. д. ;
- зимующих птиц.
К концу обучения дети старшей группы должны иметь представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях России в разное время года;
- о растительном и животном мире России;
- об образе жизни людей в других регионах России;
- о народных промыслах;
- о трёх состояниях вещества на примере воды.
К концу обучения дети старшей группы должны иметь обобщё нное представление:
- о животных, растениях;
- о сезонных явлениях.
- Дети должны уметь:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарём погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Содержание курса «Здравствуй, мир!» для детей 6—7 лет (36 ч.)
(1 НОД в неделю, всего 36, продолжительностью не более 30 минут)
Лето — время года (2 ч.)
Летние месяцы. Приметы лета в природе (погода, цветение и созревание плодов, летняя одежда).
Правила поведения (4 ч.)
Правила поведения в природе. Работа экологов, природоохранных организаций.
Правила поведения в группе и других общественных местах. Правила поведения у себя дома.
Правила поведения в разные исторические эпохи - от первобытного мира до современности.
Правила поведения на улицах города, дорожные знаки.
Я — гражданин России (2 ч.)
Достопримечательности России: природа, полезные ископаемые, народные промыслы, сказки, многонациональность, национальные костюмы, особенности родного края, достижения людей.
Символы России: флаг, герб, гимн, столица, президент.
Паспорт гражданина России.
Путешествие в дальние страны (17 ч.)
Подготовка к путешествию: предметы, необходимые в путешествии, отличие туриста и путешественника, транспорт.
Европа. Сравнение с природой России. Сказки писателей Европы. Великие изобретения и открытия: часы, паровая машина, паровоз, воздушный шар, аэроплан, дирижабль и др. Олимпиада.
Азия. Горы. Тропики. Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шёлк.
Америка. Джунгли. Сравнение с природой России. Индейцы - коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Карнавал.
Африка. Пустыня. Саванна. Погода в Африке. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Пирамиды, календарь.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Разведение скота и последствия этого. Шерстяные изделия.
Антарктида. Лёд. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). Полярные станции, метеорология.
Мировой океан. Животный и растительный мир. Морские животные, дышащие воздухом: дельфин, кит, морж и пр. Использование даров моря: добыча полезных ископаемых, рыболовство, украшения. Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами, вулканы и пр. Профессии людей, связанные с морем: моряк, капитан, рыболов, водолаз, спасатель и др.
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Отличительные особенности птиц, зверей и рыб.
Люди и планета (5 ч.)
Отличия людей: по национальности, возрасту, полу, внешности, занятиям. Равенство между людьми. Взаимозависимость людей друг от друга. Человеческая цивилизация. Значение изобретений и открытий в развитии общества.
Культура и история человечества: библиотеки и музеи, их значение в развитии человечества в целом и для личности одного человека. Правила поведения в местах культуры и искусства.
Значение деятельности человечества по охране природы Земли.
Космос (1 ч.)
Строение Солнечной системы. Подвиг Ю. Гагарина. Значение освоения космоса для современного человечества. Значение достижений России в освоении космоса.
Великая Отечественная война (1 ч.)
Подвиг россиян в победе над фашизмом. Значение победы в Великой Отечественной войне. Память людей о подвиге народа. Правила поведения у памятников.
Итоговые занятия (3 ч.) Дополнительное время на усмотрение воспитателя — 1ч.
К концу обучения дети подготовительной группы должны знать:
- элементарные правила поведения в городе и на природе;
- правила личной безопасности;
- о службах помощи;
- основные трудовые действия эколога, моряка, спасателя и т. д. ;
- свой адрес, название страны, города;
- символы России: флаг, герб, гимн, столицу, президента;
- основные государственные праздники;
- о природе как едином целом;
- сезонные изменения в природе;
- названия месяцев года;
- изменения в природе в зависимости от климата;
- условия, необходимые для роста растений;
- основные отличия зверей, птиц, рыб и насекомых;
- видовое разнообразие музеев.
К концу обучения дети подготовительной группы должны иметь представление:
- о России как едином государстве;
- о животном и растительном мире России;
- о культурно-исторических и географических особенностях родного края;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- о трёх состояниях вещества на примере воды;
- о свойствах колеса: качение, верёвочная передача;
- о взаимосвязи между природой и деятельностью человека;
- об образе жизни людей в других странах;
- о природных катаклизмах (ураган, землетрясение, цунами,
извержение вулкана и пр.);
- о различных расах людей;
- о взаимодействии и взаимосвязи людей во всём мире;
- об освоении космоса;
- о значении открытий и изобретений в жизни человека.
- Дети должны уметь:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- составлять простейшие символы и понимать их;
- выполнять правила поведения в общественных местах (в библиотеке, в музее, у памятников, во время путешествия);
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.