Люда Варламова
Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Л. А. Педагог-психолог МБДОУ №1 «Золотой петушок». Тема моего выступления «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ДО».
2 слайд.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.
Публикация «Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
3 слайд.
Основная цель образования сейчас – это помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал. Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.
И поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность.
4 слайд.
Основные понятия:
Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких – либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности.
Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети –
1) термин, используемый применительно к детям, чьи интеллектуальные способности значительно превышают средний уровень для данного возраста.
2) дети, демонстрирующие общие таланты в каких – либо сферах деятельности.
5 слайд.
Возрастная динамика развития одаренности.
Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т. е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских.
6 слайд.
Каковы же условия развития детской одаренности?
Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.
Педагогом-психологом в нашем детском саду проводится диагностика уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности. Создание индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
• наличие высококвалифицированных педагогов и воспитателей;
• наличие богатой предметно-пространственной среды,
стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
•обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
7 слайд.
Главное в обучении одаренных детей это все-таки педагог. Только личности может воспитать личность, а если последняя уже таковой является, каким же должен быть учитель малолетних гениев?
Какие качества должны быть ему присущи?
- Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.
- Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.
- Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
- Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом.
8 слайд.
в своей работе для создания условий развития детской одаренности Мы используем следующие формы работы с детьми и родителями:
Формы работы с одаренными детьми :
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- кружки и секции;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
9 слайд.
Наши педагоги с детьми и родителями участвуют в проектной деятельности. В старшей группе детского сада реализовали проект «Наша дружная семья». Результатами работы было открытое занятие, дети вместе с родителями оформили альбомы своей семьи.
Еще один проект, реализованный в 2017 году в подготовительной группе «Наши дедушки и прадеды». Данный проект был приурочен к Дню Победы. Дети вместе с родителями подготовили материал о своих прадедах участниках ВОВ. На презентации проекта каждый ребенок рассказал о своем прадедушке. Такие мероприятия воспитывают патриотизм, побуждают изучать историю своей страны, своего народа, побуждают к исследованию. Нами в детском саду реализованы и другие проекты: «Профессии моих родителей», «Азбука безопасности пешеходов и другие.
10 слайд.
Еще одним условием развития одаренности является взаимодействие ДОУ с другими структурами социума. Воспитанники нашего детского сада являются частыми посетителями Детской библиотеки им. Ф. И. Панферова, где проходят совместные мероприятия, дети приобщаются к чтению, происходит знакомство с удивительным миром литературы.
Наши воспитанники посещают СОК «Мечта», что способствует физическому развитию детей.
На базе нашего детского сада проходит кружковое объединение «Цветик-семицветик» (ЦРТДЮ МО «Павловский район) Ольга Сергеевна Кошелева.
Также наш детский сад сотрудничает с МУК историко-краеведческим музеем.
Воспитанники детского сада являются обучающимися Павловской детской школы искусств.
11 слайд.
Воспитанники нашего детского сада являются активными участниками муниципальных и садовских конкурсов. Дети занимают призовые места.
12 слайд.
Важным стимулом развития талантов является Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения.
13 слайд.
Неотъемлемой частью развития одаренности каждого ребенка является работа с родителями.
Формы работы с родителями одаренных детей :
-работа родительского клуба «Счастливы вместе»
- индивидуальные консультации психолога;
- детско-родительские проекты.
Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).
14 слайд
Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.
• Создание игрового пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения
создание «уголка творчества», где имеются в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.
Открытость Природе; созданы уголки природы, в которых ребенок может проявить себя в игровой, трудовой, исследовательской деятельности.
15 слайд.
Для детей, имеющих склонность к математике, в непосредственно-образовательной деятельности я предлагаю усложненные варианты заданий. Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально-дифференцированного подхода и оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.
Я провожу развивающие занятия в дошкольниками 6-7 лет 1 раз в неделю. Из курса «Путешествие в страну математику».
Большое значение уделяю задачам-головоломкам, цель которых составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
- игры на моделирование плоских или объемных фигур, которые способствуют развитию образного и логического мышления,
- игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур :
«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»
С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только форма подачи, но и содержание предлагаемого материала, который способен вызвать заинтересованность детей, его познавательную активность.
В группе оборудован уголок занимательной математики.
К созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, который определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.
В уголок помещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это :
- лабиринты - настольно-печатные игры для развития логического мышления, раскраски по числам и т. д.
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей, воспитателей и ребенка. По сути лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме.
Об эффективности проводимой нами работы свидетельствуют результаты педагогической диагностики, согласно которой прослеживается положительная динамика развития логических представлений у каждого ребенка и у группы в целом.
Таким образом, к 7 годам у ребенка развивается гибкость, оригинальность мышления, умение доказывать свое мнение – все это позволяет быть успешными в школе, в общении с окружающими людьми.
При создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.