Тимошенко Ольга Германовна
Консультация для воспитателей «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
В помощь воспитателю. Сообщение на педсовете. «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»
По данным многих педагогов, психологов и социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов6 традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Если ценность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нужно воспитывать гражданина своей страны.
Публикация «Консультация для воспитателей „Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Проблему воспитания маленького гражданина помогает решать приобщение к истокам национальной культуры. В современном понимании культура – совокупность (соединение) достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношении. Проще говоря, все, что создано людьми за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, дома, одежда, религия, быт, повседневная жизнь людей - все это и есть культура.
Говоря с дошкольниками о стране и культуре, мы обязательно должны рассказать, что Россия – это не только территория с равнинами, лесами, горами, реками и пр., но и огромная страна, которую называют своей Родиной не только русские, но и многие другие народы, всего более 100 национальностей.
Тем более что на современном этапе в силу сложных социально-экономических отношений в стране, в группах детских садов появляется все больше детей из ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому, делая основной акцент на русской народной культуре, не стоит забывать о многонациональности страны, старинных обрядах и обычаях, особенностях различных народов, воспитывая у детей интерес и уважение к ним.
Сделать это можно на занятиях по художественному творчеству, знакомя с костюмами народов России, давая возможность раскрасить их по образцу, развить мелкую моторику, активность, усидчивость, закрепить приобретенные ранее навыки, развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций (издательством «Страна Фантазий» выпускается серия раскрасок). Используя подобную же серию, можно рассказать об особенностях строения жилищ, объясняя необходимость выбора материалов и конструкции, исходя из различных климатических условий проживания на огромной территории нашей страны.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, песенки, потешки – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа. В хрестоматии для дошкольников, изданной еще в советское время, мы найдем много замечательных сказок, в которых, так же как и в русских, заключено богатое содержание, которое заставляет дошкольников переживать вместе с героями их радости и печали, возбуждать творческую активность, несет в себе богатый духовный заряд, нравственно - эстетически воспитывает. В сказках народов России дети встречаются с новыми необычными именами героев, их одеждой, особенностями быта (эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», кабардино-балкарская «Палочка», ненецкая «Кукушка», нанайская «Айога» и др.)
Песенки, считалки народов России представляют прекрасный речевой материал, образы их взяты из жизни, конкретны и содержательны, поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим, средством социализации (дагестанская считалка «Каждому свое», «Маленькие ножки», Чувашская песенка «Засыпай, сынок», мордовская песенка «Лесные утки», коми-пермяцкая песенка «Вставай, Митенька», кабардино-балкарские «Черный ослик», «Топ-топ», «Дождик, перестань», осетинская «Ножки»).
Культура народа – это их традиции, обряды, праздники, и они часто до сих пор определяют жизнь многих народов. Так, на Кавказе среди адыгейцев, кабардинцев, чеченцев, ингушей и др. до сих пор сохранился обычай куначества, когда мужчины из разных родов, семей становятся друзьями (кунаками) и должны помогать друг другу. Такая дружба ценится наравне с родственными связями. А какое уважение и почитание у народов Кавказа воспитывается к пожилым людям. Этой традиции стоит поучиться многим. Принципы воспитания детей, лежащие в основе народов России очень похожи на русские, но есть небольшие отличительные особенности, о которых можно также рассказать дошкольникам. Так, среди народов Севера и юга страны существует традиция гостеприимства, гостя нужно уважить, защитить, предоставить кров. Мальчикам, воспитывающимся среди народов Кавказа, не разрешается плакать, их с раннего детства приобщают к семейному труду, им прививаются навыки джигитовки (наездника, особое внимание к сыну в семье – это его просвещение и учеба. У народов Севера детям прививается особое отношение к земле: нельзя ее повреждать острым предметом, по некоторым землям можно ходить, только привязав к подошве бересту. Но в целом, у детей народов России, также как и у русских, воспитывается доброта к окружающим, ответственность и взаимопомощь, стремление выжить в суровых условиях и т. д.
Также могут быть интересны детям не только русские промыслы, о которых мы даем им много интересной информации, но и промыслы народов России. Так, можно рассказать и показать на фотографиях или иллюстрациях, сделанных с помощью Интернета, традиционные промыслы народов Севера: холмогорская резная кость, чукотская резная кость, моржовая, тюленья кость; промыслы народов юга страны: обработка серебра, изделия из него (аварцы, кузнечество и медноиздельный промысел народов Дагестана; куклы, посуда ткачество, изделия из кожи, меха оленей, бисер, вышивка народов Сибири и Дальнего Севера и пр.
Знакомя дошкольников с народной культурой народов, населяющих нашу великую Родину, мы развиваем у них эстетическое восприятие, расширяем представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, воспитываем уважение к народному декоративному творчеству; у детей развивается чувство композиции, они рассматривают народные декоративные узоры, их элементы, расположение, колорит и сравнивают с уже знакомыми; у дошкольников воспитывается уважение к труду народных мастеров, т. е. формируются такие образовательные области как познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Необходимо уже в дошкольном детстве закладывать «зерно» терпимости, уважения к любому человеку, независимо от веры, культуры, чтобы в будущем уберечь наших детей от вражды, непримиримости, ненависти к людям других национальностей. И проще всего это начать, знакомя их с культурой народов России.