Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»

Тимошенко Ольга Германовна
Консультация для воспитателей «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы

В помощь воспитателю. Сообщение на педсовете. «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»

По данным многих педагогов, психологов и социологов, проблемы детства в наше время стоят очень остро.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов6 традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Если ценность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нужно воспитывать гражданина своей страны.

Публикация «Консультация для воспитателей „Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма“» размещена в разделах

Проблему воспитания маленького гражданина помогает решать приобщение к истокам национальной культуры. В современном понимании культура – совокупность (соединение) достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношении. Проще говоря, все, что создано людьми за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, дома, одежда, религия, быт, повседневная жизнь людей - все это и есть культура.

Говоря с дошкольниками о стране и культуре, мы обязательно должны рассказать, что Россия – это не только территория с равнинами, лесами, горами, реками и пр., но и огромная страна, которую называют своей Родиной не только русские, но и многие другие народы, всего более 100 национальностей.

Тем более что на современном этапе в силу сложных социально-экономических отношений в стране, в группах детских садов появляется все больше детей из ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому, делая основной акцент на русской народной культуре, не стоит забывать о многонациональности страны, старинных обрядах и обычаях, особенностях различных народов, воспитывая у детей интерес и уважение к ним.

Сделать это можно на занятиях по художественному творчеству, знакомя с костюмами народов России, давая возможность раскрасить их по образцу, развить мелкую моторику, активность, усидчивость, закрепить приобретенные ранее навыки, развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций (издательством «Страна Фантазий» выпускается серия раскрасок). Используя подобную же серию, можно рассказать об особенностях строения жилищ, объясняя необходимость выбора материалов и конструкции, исходя из различных климатических условий проживания на огромной территории нашей страны.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, песенки, потешки – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа. В хрестоматии для дошкольников, изданной еще в советское время, мы найдем много замечательных сказок, в которых, так же как и в русских, заключено богатое содержание, которое заставляет дошкольников переживать вместе с героями их радости и печали, возбуждать творческую активность, несет в себе богатый духовный заряд, нравственно - эстетически воспитывает. В сказках народов России дети встречаются с новыми необычными именами героев, их одеждой, особенностями быта (эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», кабардино-балкарская «Палочка», ненецкая «Кукушка», нанайская «Айога» и др.)

Песенки, считалки народов России представляют прекрасный речевой материал, образы их взяты из жизни, конкретны и содержательны, поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим, средством социализации (дагестанская считалка «Каждому свое», «Маленькие ножки», Чувашская песенка «Засыпай, сынок», мордовская песенка «Лесные утки», коми-пермяцкая песенка «Вставай, Митенька», кабардино-балкарские «Черный ослик», «Топ-топ», «Дождик, перестань», осетинская «Ножки»).

Культура народа – это их традиции, обряды, праздники, и они часто до сих пор определяют жизнь многих народов. Так, на Кавказе среди адыгейцев, кабардинцев, чеченцев, ингушей и др. до сих пор сохранился обычай куначества, когда мужчины из разных родов, семей становятся друзьями (кунаками) и должны помогать друг другу. Такая дружба ценится наравне с родственными связями. А какое уважение и почитание у народов Кавказа воспитывается к пожилым людям. Этой традиции стоит поучиться многим. Принципы воспитания детей, лежащие в основе народов России очень похожи на русские, но есть небольшие отличительные особенности, о которых можно также рассказать дошкольникам. Так, среди народов Севера и юга страны существует традиция гостеприимства, гостя нужно уважить, защитить, предоставить кров. Мальчикам, воспитывающимся среди народов Кавказа, не разрешается плакать, их с раннего детства приобщают к семейному труду, им прививаются навыки джигитовки (наездника, особое внимание к сыну в семье – это его просвещение и учеба. У народов Севера детям прививается особое отношение к земле: нельзя ее повреждать острым предметом, по некоторым землям можно ходить, только привязав к подошве бересту. Но в целом, у детей народов России, также как и у русских, воспитывается доброта к окружающим, ответственность и взаимопомощь, стремление выжить в суровых условиях и т. д.

Также могут быть интересны детям не только русские промыслы, о которых мы даем им много интересной информации, но и промыслы народов России. Так, можно рассказать и показать на фотографиях или иллюстрациях, сделанных с помощью Интернета, традиционные промыслы народов Севера: холмогорская резная кость, чукотская резная кость, моржовая, тюленья кость; промыслы народов юга страны: обработка серебра, изделия из него (аварцы, кузнечество и медноиздельный промысел народов Дагестана; куклы, посуда ткачество, изделия из кожи, меха оленей, бисер, вышивка народов Сибири и Дальнего Севера и пр.

Знакомя дошкольников с народной культурой народов, населяющих нашу великую Родину, мы развиваем у них эстетическое восприятие, расширяем представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, воспитываем уважение к народному декоративному творчеству; у детей развивается чувство композиции, они рассматривают народные декоративные узоры, их элементы, расположение, колорит и сравнивают с уже знакомыми; у дошкольников воспитывается уважение к труду народных мастеров, т. е. формируются такие образовательные области как познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Необходимо уже в дошкольном детстве закладывать «зерно» терпимости, уважения к любому человеку, независимо от веры, культуры, чтобы в будущем уберечь наших детей от вражды, непримиримости, ненависти к людям других национальностей. И проще всего это начать, знакомя их с культурой народов России.

Публикации по теме:

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителейЧувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда»Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда» .

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 20:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Этнокультурная среда как средство формирования толерантности и патриотизма»» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Ольга Германовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД