Козлова Елена
«В поисках сокровищ. Счет в пределах 10». Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
- закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно.
- закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.
- закреплять знание геометрических фигур.
- закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
- воспитывать интерес к НОД по ФЭМП
Материалы и оборудование для педагога: интерактивная доска, магнитная доска, мяч, карточки с заданиями, коробочка с карточками двух цветов, лист с «подсказкой пирата».
Материалы и оборудование для детей : карта- плакат с планом, карточки с фруктами, плоскостные заготовки камней с цифрами, пособие «Пальмы» (различной высоты, двухцветные полоски (по одной на каждого ребенка, раздаточный материал (треугольники и круги) в конвертах, сундук, наклейки в качестве сокровищ.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть (2 мин)
Цель этапа: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность. Цель: поиск сокровищ капитана Джека, настрой на выполнение заданий
- Здравствуйте, ребята! Совсем недавно я разбирала старые вещи на чердаке в доме своей бабушки и среди книг я нашла старинную карту. (На интерактивной доске появляется изображение карты (Приложение 1 (Слайд 1). Как я поняла, это карта острова сокровищ капитана Джека. Вы хотите отыскать сокровища?
Дети: Да
-Но вы должны знать, что путь к этим сокровищам долог и труден. Нам нужно будет выполнить немало заданий, прежде чем мы отыщем клад. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да
-Ребята, а как нам можно добраться до этого острова?
Дети: (ответы детей
-Давайте отправимся в плавание на корабле! (на интерактивной доске появляется изображение, корабля (Слайд 2, картинка необитаемого острова (Слайд 3).
- Ребята, пока мы плывем, давайте посчитаем на карте, сколько всего испытаний нас ждет, прежде чем мы доберемся до сундука сокровищ (воспитатель прикрепляет к магнитной доске карту (Приложение 2) и показывает на ней отметки испытаний, дети их считают вслух).
Дети: 5
Основной этап (20 мин)
Цель: закрепление знаний числового ряда, умения считать в пределах 10 и обратно, закрепление умения сравнивать предметы по величине, знания геометрических фигур, умения называть дни недели и последовательность частей суток; закрепление умения называть дни недели, последовательность частей суток, развитие мыслительных операций, внимания, памяти, речи, фантазии, воображения, логического мышления, творческих способностей. Цель: закрепление счета в пределах 10 и обратно, умения правильно пользоваться порядковыми числительными, размещать в ряд предметы различной высоты в порядке возрастания и убывания, называть геометрические фигуры, дни недели, последовательность частей суток; активное взаимодействие со сверстниками и воспитателем.
Карточка с заданием №1 (воспитатель показывает детям карточку с первым заданием)
Вот первое из заданий.
- Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка?
Дети: Треугольная
- Чтобы пройти первый шаг, нам нужно сыграть в игру. Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, и бросать вам мяч, а вы ловите его и быстро отвечайте. Готовы? (Воспитатель встает в центр круга, задает вопросы и бросает мяч каждому ребенку).
(дети встают в круг)
- Какое сейчас время года? - Весна
-Сколько всего зимних месяцев? - три
- Перечислите все зимние месяцы. - март, апрель, март
- Сколько дней в неделе? - семь
- А какой сегодня день недели? Какой он по счету? - ответы детей
- А какой был вчера? Какой он по счету? - ответы детей
- Какой будет завтра? Какой он по счету? - ответы детей
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? - утро
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? - обед
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? - вечер
- Какое время суток наступает, когда люди спят? - ночь
-Хорошо, справились. Возвращаемся на свои места. Дети садятся на стульчики на ковре
Давайте еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь (на интерактивной доске появляются картинки частей суток (Слайд 4).
Дети повторяют правильную последовательность частей суток
- Молодцы! С этим препятствием на пути к сокровищам мы справились (Воспитатель прикрепляет к карте острова треугольную карточку). Давайте посмотрим, какое следующее испытание нас ждет?
Карточка № 2 (Воспитатель показывает каточку со вторым заданием).
-Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? - круглая
- Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд» (На интерактивной доске появляется картинка пяти пальм (Слайд 5)
- Давайте расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (Воспитатель указывает на каждую пальму по порядку и просит детей сказать, какая это пальма по высоте (самая низкая, повыше, еще выше, высокая, самая высокая). Помогает, если дети затрудняются ответить). - ответы детей
-Хорошо! Теперь нам нужно разделиться на две команды, чтобы преодолеть следующее препятствие. Я вам дам коробочку с цветными карточками. Каждый из вас достанет одну карточку и назовет ее цвет (Приложение 3). (Воспитатель дает детям коробочку).
-Дети достают по карточке и называют ее цвет
-Дети делятся на две команды и подходят ко столам с карточками «Пальмы». Выполняют задание.
-Тот, у кого, красная карточка, будет играть в первой команде, у кого- синяя, во второй.
Задание для первой команды – расположить пальмы в ряд на столах в возрастающем порядке, для второй – расположить пальмы в ряд на столах в убывающем порядке (Приложение 4). Ребята, понятно, что значит возрастающий и убывающий порядок? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет: «Возрастающий порядок значит, пальмы расположить в ряд начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой, а убывающий порядок – начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой).
- Молодцы, и это препятствие преодолели. Присаживайтесь на свои места.
-Дети садятся на стульчики на ковре.
Вот мы и приблизились еще на один шаг к сокровищам (Воспитатель прикрепляет к карте круглую карточку). Следующее испытание такое.
Карточка №3 (Воспитатель показывает третью карточку с заданием).
-Ребята, а какой формы у нас третья карточка?
- Квадратная
- На нашем пути к сокровищам много препятствий (На интерактивной доске появляется изображение болота (Слайд 7). Нам нужно будет сейчас, ребята, перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10 (Приложение 5). Кто нам из вас поможет справиться с этим заданием? (Воспитатель вызывает одного ребенка разложить камни и сосчитать их по порядку).
-Вызванный воспитателем ребенок раскладывает камни и считает их. Все остальные дети встают с мест и прыгают по камням по порядку.
Тебе нужно разложить камни по порядку и сосчитать их, а все остальные дети должны будут перепрыгивать с камешка на камешек, чтобы выбраться из трясины.
-Вызванный ребенок собирает «камешки» и считает в обратном порядке.
Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам.
- Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. Кто нам поможет выбраться из болота и соберет камни в обратном порядке? (Воспитатель вызывает другого ребенка собрать камни).
- Молодцы, дети, и тут справились! Присаживайтесь за столы.
- Вот мы и приблизились еще на один шаг к сокровищам (Воспитатель прикрепляет к карте квадратную карточку)
-Дети садятся за столы
Карточка №4. (Воспитатель показывает четвертую карточку)
-Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка?
-Прямоугольная
- У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками (Слайд 9). Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Слушайте меня внимательно.
- На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю круги, но их должно быть на 1 больше, чем треугольников (Приложение 6).
-Дети выполняют задание
-Сколько нужно было кругов выложить на нижнюю полоску? - 9
- Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? - на нижней
-Что больше 8 или 9? - 9
-8 больше или меньше 9? - меньше
-9 больше или меньше 8? - больше
- А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках?
- Убрать один круг
- А как еще можно сделать, чтобы кругов и треугольников было поровну?
-Добавить один треугольник
-Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием! Вот мы и приблизились еще на один шаг к кладу (Воспитатель прикрепляет к карте прямоугольную карточку
Физкультминутка
Цель: снятие напряжения, восстановление умственной работоспособности.
Цель: выполнение движений по показу воспитателя согласно тексту.
Ребята, а теперь мы проверим, ловкие ли вы моряки. Вставайте врассыпную на ковре.
- Дети встают из-за столов на ковер.
Каждый моряк должен уметь:
Прыгать высоко на двух ногах
- Дети прыгают на двух ногах на месте
Ловко делать наклоны вправо, влево и вперед,
- Делают наклоны вправо, влево и вперед
Прыгать вокруг себя сначала в одну сторону, потом в другую,
- Прыгают вокруг себя в одну и в другую сторону
Похлопать себя по животу, когда он сытно пообедал,
- Хлопают себя по животу
Ритмично приседать;
- Приседают
Прыгать то на правой ноге, то на левой;
- Прыгают сначала на правой, а потом на левой ноге
Стоять по стойке «смирно».
- Стоят по стойке «Смирно»
Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю:
Право руля!
Лево руля!
- Вращают воображаемый штурвал в правую сторону. Затем в левую.
Драить палубу!
- Все делают вид, что моют пол
Пушечное ядро!
Капитан на борту!
- Все делают вид, что моют пол
Молодцы, отлично справились! Едем дальше по пути к новым приключениям. Присаживайтесь за столы.
Дети садятся за столы
Карточка №5 (Воспитатель показывает пятую карточку с заданием).
-Ребята, а какой формы у нас пятая карточка?
- Овальная
- У вас на столах листочки с заданиями. (Слайд 11). Вам нужно будет посчитать фрукты, поставить нужное количество точек в пустой квадрат под картинкой и соединить точки с соответствующей цифрой (Приложение 7).
- Дети выполняют задание
- Молодцы, и опять всё у вас отлично получилось!
- Ну, вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания и приблизились к сундуку с сокровищами.
- Но нам его ведь надо найти. И у нас есть подсказка, с обратной стороны карты капитан Джек написал, как нужно двигаться из последнего пункта, чтобы отыскать клад (с обратной стороны карты воспитатель отклеивает маленькую записку, читает ее (Приложение 8) : «Сделайте от доски прямо 5 шагов, потом 2 шага налево и возможно вы что-то найдете».
- Дети шагают в нужном направлении и находят сундучок с сокровищами (Приложение 9).
Заключительный этап (3 мин)
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия Цель: возвращение из путешествия в детский сад.
- Ребята, у нашего сундука волшебный замок, и он откроется только тогда, когда вы расскажете, чем мы сегодня занимались, что мы делали, чтоб найти сокровища?
- Ответы детей
- А сейчас нам нужно вернуться назад в детский сад, чтобы достать сокровища из
сундука. Для этого вам нужно присесть на свои места на стульчики, а мне прочесть заклинание. (Слайд 13).
Закройте глазки. Крибле-крабле-бумс!
- Дети садятся на места и закрывают глаза.
- Открыли глаза. Молодцы!
- Дети открывают глаза и получают «сокровища».
-А теперь, ребята, я хочу вас попросить сделать улыбающееся выражение лица, если вам понравилось наше путешествие, или нахмурить бровки, если путешествие не понравилось.
Дети выполняют просьбу воспитателя