Галина кораблева
Конспект занятия «В каждой крошке хлеба-труд»
▼ Скачать + Заказать документы
В каждой крошке хлеба - труд
Задачи: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, подвести к понятию что выращивание хлеба – итог большой работы многих людей. Обобщать знания детей о процессе выращивания хлеба.
Воспитывать уважения к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Хозяйка (держит поднос с караваем, прикрытым салфеткой) :
- Здравствуйте, гости дорогие! Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки, отгадка спрятана под салфеткой.
Публикация «Конспект занятия „В каждой крошке хлеба-труд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Отгадай легко и быстро:
Мягкий пышный и душистый,
он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(Хлеб)
Ответы детей: Это хлеб. /Показ каравая/
Хозяйка: Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он - самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусные, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.
О хлебе есть много пословиц : «Хлеб - всему голова», а еще, какие вы знаете?
Гости: Хлеб- начало всех начал.
Много снега – много хлеба.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Плох обед, коли хлеба нет!
Работай до поту, поешь хлеба в охоту!
Хозяйка: Хлеб люди выращивают с давних времен, и сейчас я вам расскажу, как люди растили хлеб в старину, без машин.
(Показ слайдов)
К севу готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы, или ржи. Вот идет сеятель по полю, и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева- направо.
А как вы думаете какая должна быть погода в этот день?
Дети: безветренная.
Воспитатель: а почему?
Дети: чтобы ветер не раздувал семена и они ровненько ложились в землю
Воспитатель: дети, а что необходимо для жизни и роста семян?
Дети: солнце, тепло, дожди в меру.
Воспитатель: вот и кликали люди дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай
(Показ слайдов)
Ну что ж выросла пшеница, и пришла пора убирать урожай, в старину это делали так: Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы, и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы, но колосья надо было еще обмолотить, вынуть зерна из колосьев. Для этого люди брали цепь – ручное орудие для молотьбы. И били им по колосьям, затем зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее готовили много вкусного, а самое главное хлеб.
Хозяйка: Я рассказала вам, как выращивали хлеб в старину. Сейчас у нас очень много помощников- машин какие из них вы знаете?
Дети: трактора, комбайны, сеялки, бороны.
Воспитатель: давайте с вами покажем, какой путь проходят зерно,чтобы стать хлебом.
Тому, кто хлеб чуть свет
Шлёт пшено на кашу,
Острым плугом пашет,
Им «Спасибо» говорим,
Их за хлеб благодарим.
Ю Яковлев
Хозяйка:
Весна звенит ручьями,
Стрекочет, как будильник,
И зиму выключает,
Как будто холодильник
И вот под снегом талым
Распахнуты поля,
Платком пуховым стала
Широкая земля
П Синявский.
Ребё нок:
Черная земелька,а милее нет,
Черная земелька –белый, белый хлеб
Э. Мошковская.
Дети водят хоровод под русскую народную песню «Земелюшка-чернозём»
Трактористы:(читает ребёнок, в руках держит изображение трактора)
Пришла горячая пора,
Пора больших забот,
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идёт.
А. Гангов.
Трактористы, держа в руках рули, под музыку И. Кишко «Комбайнёр» двигаются шагом – вывозят зерно на поля.
Выбегают девочки – зёрнышки-колоски, встают за трактористами, образуя три колонны. Зёрнышки опускаются на левое колено, трактористы уезжают.
Появляется петушок, бегает между посеянных зёрен, намереваясь склевать одно из них.
Зё рнышко:
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нём тогда таких,как я,
Будет целая семья.
Дети прогоняют петушка: «Кыш-кыш-кыш!»
Петушок убегает.
Хозяйка:
Поднимается росток,
Зеленеет стебелёк,
Скоро будет колосок.
(Девочки-колоски поднимаются в полный рост)
Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.
Дети кричат:
Дождик, дождик,
Лей, лей!
Не жалей пузырей!
(Между рядами зёрнышек-колосков бегает мальчик-дождик, потом убегает.)
Дети:
Золотое Солнышко,
Ты согрей-ка зёрнышки!
Девочка – солнышко обегает вокруг зёрнышек – колосков под музыку Е. Тиличеевой «Солнышко плывёт по небу» и возвращается на место.
Хозяйка:
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
В. Кожевников.
Мальчики-Комбайнёры, держа в руках рули под музыку едут за урожаем. Дотрагиваются до колосков, увозят урожай.
Тому, кто хлеб чуть свет
Шлёт пшено на кашу,
Острым плугом пашет,
Им «Спасибо» говорим,
Их за хлеб благодарим.
Ю Яковлев
Хозяйка:
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазин
Хлебу рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
П Синявский
Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. /показ презентациипо ходу рассказа/. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. А потом зерно отвозили на элеватор, там его отсортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляют на мельницу, где из него сделают муку, а муку отвозят в магазин и в пекарню. Вот тогда за дело принимаются мастера-пекари.
«Человек привык трудиться -
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба - труд!
Хозяйка: А сейчас давайте, присядем и отдохнем, послушайте стихотворение. С. Михалкова «Булка» /инсценировка под грустную мелодию/
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Даже не верится нам с тобою,
что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
когда он лежит в придорожной пыли.
Хозяйка: Что хотел автор Сергей Михалков рассказать нам о хлебе?
Дети: Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
Хозяйка: Хлеб надо беречь, он - наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу.
Давайте расскажем «Какой хлеб?» / проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения/. Хлеб румяный, .… / свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т. д. / Молодцы!
Пожеланию ребят можно исполнить хороводную игру «каравай!»
Наше знакомство с хлебом подошло к концу. Я думаю, что вы сегодня много всего узнали. Но самое главное - это то, что вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежала свежая булка и каравай. Хлебом дорожи, за столом бери столько, сколько сможешь съесть, и никогда не играй им!