Светлана Малинкович
Конспект интегрированного занятия по творчеству А. С. Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь»
ЦЕЛЬ: ввести детей в мир Пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство и музыкальность, через согласованную работу с музыкой, изобразительной деятельностью.
ЗАДАЧИ: - развивать у дошкольников умение воспринимать стихотворения А. С. Пушкина через разные виды деятельности;
-продолжать развивать память, воображение, обогащать слуховой опыт, расширять кругозор;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по творчеству А, С, Пушкина „И с каждой осенью я расцветаю вновь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- учить дошкольников выразительно читать наизусть стихотворения с помощью интонации, способствовать выразительности детской речи;
- воспитывать любовь и уважение к великому русскому поэту;
- учить соотносить изображения природы на картинах и его стихами.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-наблюдение на прогулке осенней природы;
- беседы об осени;
-разучивание стихотворений об осени;
- рассматривание репродукций картин, книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей;
- рисование на тему «Золотая осень».
МАТЕРИАЛЫ:
-портрет А. С. Пушкина;
-репродукции картин И. Левитана, Поленова, Саврасова, Волкова, Бродского
- музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обнажены, опустелых, нивы, дубравы, багрец, мгла, нагих, хлад, сень.
Ход НОД:
Ведущая. Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу открыть нашу гостинную отрывком из прекрасного стихотворения А. С. Пушкина «Осеннее утро».
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится мёртвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Какое чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений. И сегодня наше занятие мы посвящаем Пушкинской осени.
Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и посвятил стихи всем временам года, но более всего он обожал осень.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон – таков мой организм.
Воспитатель. Много стихотворений писал он об осени. Прочтите пожалуйста.
1 ребё нок : Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.
Воспитатель. Это он пишет о сентябре, когда листья багряные, золотые.
Об октябре он пишет:
2 ребё нок: Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл;
Воспитатель. О ноябре он пишет так:
3 ребё нок: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
4 ребё нок: Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Но мне она мила, читатель дорогой.
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной
Воспитатель. Красота вдохновляла многих композиторов на сочинение прекрасных произведений. Сейчас вы послушаете одно из них.
Как вы думаете, что представлял себе композитор, когда сочинял эту музыку?
Ответы детей.
Воспитатель. Об осени писали не только поэты, но и художники : Левитан, Поленов, Волков,Саврасов и др. Давайте вспомним ка называются картины с изображением природы?
Ответы детей.
Рассматривание картин (слайдов) под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» :
1. Поленов «Золотая осень» «Унылая пора…»
2. Саврасов «Осень» «Уж небо осенью…»
3. Волков «Октябрь» «Октябрь уж наступил…»
4. Левитан «Поздняя осень» «Осень»
5. Бродский «Поздняя осень» «Уж небо осенью…»
Физкультминутка:
Ветер по морю гуляет Взмахи руками
И кораблик подгоняет,
ОН бежит себе в волнах Бег на месте
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого, Повороты вокруг себя
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят, Постукивание кулачками по коленям
Кораблю пристать велят. Присаживаются.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам стать художниками, но рисовать мы будем необычным способом печатание листьями. Для этого нужно уложить на «рабочий» стол лист бумаги, лёгкими движениями кисти покрыть его густой гуашевой краской. Старайтесь, чтобы краска покрывала одну сторону листа полностью, иначе на картине останутся белые пятна. Затем лист окрашенной стороной положить на лист бумаги. Сверху положить бумажной салфеткой. Хорошенько прижать ладошкой, не сдвигая с места. После чего салфетку осторожно снимаем, а с ней и листок.
Сегодня в нашей гостиной мы познакомились с поэзией Пушкина, посвящённой удивительному времени года – осени. Красоту русской природы в стихотворениях А. С. Пушкина нам помогла увидеть живопись и музыка.