Ирина Абрамова
Конспект НОД «В гости к садовнику Доброты»
Тема занятия: «В гости к садовнику ДОБРОТЫ»
Тип занятия: комбинированное
Технология занятия: интегрированного обучения
Цель: Воспитание у детей духовно – нравственных качеств: доброты, вежливости, уважения.
Задачи:
Образовательные: определить понятие «добро»; формировать умение давать соответствующую оценку действиям мультипликационных персонажей; закреплять представления о парных ценностях: добро-зло; совершенствовать коммуникативные навыки; учить устанавливать причинно-следственные связи, упражнять в подборе антонимов.
Публикация «Конспект НОД „В гости к садовнику Доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие: развивать способность к сопереживанию, воображение, память и творчество.
Воспитательные: углублять представление о важности и необходимости просить прощение, испытывая в этом внутреннюю потребность; навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции; вызвать желание участвовать в совместных играх.
Планируемые результаты: понимать, что такое добро и зло, уметь давать соответствующую оценку поступкам, уметь выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей.
Основные термины и понятия: добро, речевой этикет
Оборудование: аудиозапись, вырезанные из бумаги облака, речка из голубой ткани, вырезанные цветы для полянки, волшебный цветок, вырезанные буквы, ИКТ, стихотворение, фланелеграф (магнитная доска).
Структура занятия.
№ Этап занятия Содержание Время
1 Организационно- побудительный Проверка готовности детей к занятию;
Создание мотивации, интереса к занятию 1 мин.
2 Основная часть Организация детского внимания.
Постановка учебной задачи и совместное решение
Закрепление знаний 23 мин.
3 Окончание занятия Подведение итогов. 1 мин.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей к себе в круг.
Воспитатель:
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь
И друг другу улыбнитесь!
Добрый день,
а что это значит?
Значит день по-доброму начат,
значит день по-доброму прожит
и он умножит счастливые дни!
Ребята, я вам хочу рассказать интересную историю. Раньше воспитателей называли садовницами. Вы знали об этом?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Ну тогда послушайте дальше мою историю. У меня есть очень хороший знакомый садовник. Он необычный! Хотите узнать, в чём заключается его необычность? Хотите отправиться со мной в гости к загадочному садовнику?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: Хорошо! А скажите, вы сегодня здоровались друг с другом?
Ответы детей: Да, здоровались.
Воспитатель: Как можно поприветствовать друг друга?
Ответы детей: «Здравствуй, Привет, Доброе утро, Добрый день!
Воспитатель: Замечательно! Теперь мы смело можем отправляться в путь.
Воспитатель: На сопке Радости, у приветливой речки, рядом с улыбчивой поляной в заботливой березовой роще живёт садовник Доброты. А вот на чём мы туда отправимся, попробуйте догадаться? (звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)
Воспитатель предлагает детям присесть на облака, расположенные на ковре.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пухлых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими лучами. Открывайте глаза.
- Ах, какой красивый волшебный цветок вырос на нашем пути (звучит отрывок из песни о волшебном цветке).
- Если вы по порядку выполните все задания, то отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветок.
- Посмотрите, ребята, на самых красивых лепестках цветка расположены цифры. Давайте по порядку отрывать лепестки, с какого начнем?
Дети находят лепесток с цифрой 1
Воспитатель: Молодцы, ребята! А на первом лепестке задание: «Переправиться через речку вам поможет мостик Вежливости. За каждый правильный ответ вы можете брать по одной дощечке».
Беседа «Поговорим о доброте»
- Кого можно назвать добрым человеком?
Ответы детей: который совершает добро
Воспитатель: А если человек добрый, значит, он какой?
Ответы детей: заботливый, внимательный, вежливый, любящий
Воспитатель: А каким бывает недобрый человек?
Ответы детей: злой, сердитый, жадный, невоспитанный
Воспитатель: Как вы считаете, можно ли увидеть доброту?
Ответы детей: можно, когда он совершает добрые поступки
Воспитатель: Что значит совершать добрые поступки?
Дети отвечают на вопросы и строят мостик. Находят букву, с которой начинается волшебное слово, букву Д.
Пальчиковая гимнастика.
Как у леса на опушке
Появилась вдруг избушка (показываем руками уголок крыши)
И веселые зверушки
Поселились сразу в ней (два пальца правой и левой руки поднимаем вверх-вниз).
Они любят звать гостей,
(разводим руками в стороны)
В дверь стучись- тук-тук скорей.
стучим кулачком о ладошку)
Отрываем следующий лепесток, в это время раздается звонок по телефону: «Здравствуйте. Ирина Аркадьевна! Это звонит вам Няша, мы с Яшей поссорились, а как помириться не знаем, помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, герои какого мультфильма поссорились?
Ответы детей: «Дракоша Тоша»
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь Няше и Яше?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: Давайте представим, что мы приземлились в «Мультляндии» (на экране появляются Няша и Яша. Воспитатель озвучивает их диалог)
Жили – были Няша и Яша. Жили они дружно, но однажды не стали, как обычно, играть вместе. Надулись и отвернулись друг от друга.
- Что случилось? Почему вы такие грустные? Поссорились? Так надо помириться.
Няша: Я с Яшей мириться не буду, потому что он невежливый. Я сказала ему «Здравствуй», а он мне не ответил.
Яша: А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.
Нюша: Но я же сегодня сказала: «Здравствуй»
Яша: Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему поссорились Нюша с Яшей?
Ответы детей: Яша невежливый
Воспитатель : А как можно помирить наших героев?
Ответы детей: нужно всегда здороваться, это значит желать здоровья…
Воспитатель: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» и узнаем, какие чувства вы испытываете в разных ситуациях.
Речевая игра «Закончи предложение»
Я обижаюсь на друга, когда…. (он дерется)
- Я сержусь на друга, когда….
- Я радуюсь с другом, когда….(нам весело)
- Я грущу, когда (друг уезжает)
- Я доволен другом…
- Я радуюсь за друга, когда….(ему хорошо)
- Я помогаю другу, когда…. (он не может одеться)
- Я люблю друга за то, (что он мой друг)
- Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
Воспитатель: Ребята, какие чувства вы испытываете, когда совершаете хорошие поступки?
Ответы детей: Дети отвечают: радость, веселье, счастье.
Дети находят следующую букву О и выкладывают на облаке.
Воспитатель: Ребята, а на третьем лепестке волшебного цветка вам предлагается игра «Разложи правильно» (картинки с изображением добрых и не добрых поступков) Дети раскладывают и объясняют, находят следующую букву Б.
-А сейчас немного отдохнем. Что это катится нам навстречу?
Ответы детей: колобок, клубок
Воспитатель: Да это же клубок «добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать Вам клубок и называть недобрые дела. А вы, поймав его, скажете, как поступить правильно. Дети играют, подбирают антонимы:
Разорвать книгу – склеить,
Толкнуть – обнять,
Обидеть – приласкать,
Поломать – починить,
Намусорить - убрать,
Нагрубить – извиниться,
Ссориться – мириться
- На лепестке с цифрой 4 заготовлено задание для мастеров. Занимайте свои места в нашей «Творческой мастерской»
- Ребята, в какой стране мы живем?
Дети отвечают: В России.
Воспитатель: А знаете, какая игрушка является символом России?
Ответы детей: матрёшка
Воспитатель: Правильно, ребята это матрёшка.
- Представьте себя народными умельцами и сделайте этих матрёшек красивыми и яркими (обрывная аппликация).
Дети по группам украшают матрёшек. Выполнив работы, дети находят
букву Р
- На нашем волшебном цветке остался последний лепесток с цифрой.
Дети отвечают: «С цифрой 5»
Воспитатель: На нем задание «Закончи фразу»
- Я начну, вы - продолжайте, подняв руку - отвечайте:
- Зазеленеет старый пень, когда услышит. (добрый день)
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого. (спасибо)
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите…. (простите пожалуйста)
- Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова, будем чаще говорить их друг другу. А вот и последняя буква нашего волшебного слова. - (на облаке выложено слово - ДОБРО)
- Выполнив все задания, мы подходим к дому садовника Доброты. (на фланелеграфе выставляется дом)
- Ребята, как вы думаете, какие дела выращивает садовник?
Ответы детей:добрые
Воспитатель читает стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим!
Быть добрым – значит понимать
Кто рядом даже вдруг,
И радости порой не знать,
Когда несчастлив друг.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у того друзей!
Кто с добротой внутри!
- Ребята, так каким быть лучше добрым или злым?
Ответы детей: добрым
Воспитатель: Поэтому, дети, будьте добры со всеми, как наш садовник, который выращивает только добрые дела. Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (садовник подаёт детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки)
Садовник : Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам?
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Используемая литература:
1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е. М. Зуева-М. ,2014 - 336 с. /
2. Добру откроется сердце. - Шемшурина А. И. Этические диалоги с учениками начальных классов. - М. : Школа - Пресс. 2012 - 96 с.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М. : Мозаика-Синтез,2006-2010.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М. : - Мозаика-Синтез, 2007-2010. -30 с