Анна Бузина
Утренняя гимнастика в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Основу в формировании здорового образа жизни ребёнка закладывает правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение, является обязательной частью распорядка дня и проводится ежедневно перед завтраком.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает и заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.
Цель утренней гимнастики
Публикация «Утренняя гимнастика в жизни ребёнка» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• формирование и совершенствование двигательных навыков;
• сохранение и укрепление здоровья ребенка;
• пробуждение организма ребенка для нормальной жизнедеятельности.
Задачи утренней гимнастики
• создать радостный эмоциональный подъем, разбудить организм ребенка, настроить на предстоящий день;
• воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям;
• развивать все группы мышц, координацию движений, силу и выносливость;
• воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.
Структура утренней гимнастики
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
• вводная
• основная
• заключительная
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
• организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий,
• формирование правильной осанки,
• подготовка организма к выполнению более сложных упражнений.
Содержание:
• построения (в колону, в шеренгу, круг);
• строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
• перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону);
• непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом);
• бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи:
• укрепление основных мышечных групп,
• формирование правильной осанки.
Содержание:
• выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с предметами или без предметов.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:
• восстановить пульс и дыхание детей.
Содержание:
• дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу;
• дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
• После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.
Формы проведения утренней гимнастики
I. Традиционная форма утренней гимнастики (с использованием общеразвивающих упражнений) выполняется в следующей последовательности:
1. Непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег.
2. Непрерывный бег в умеренном темпе (1-3 мин).
3. Разные построения.
4. Упражнения общеразвивающего воздействия (5-8 упражнений).
5. Бег (10-30 сек).
6. Подскоки на месте.
7. Непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Последовательность ОРУ должна соответствовать принципу постепенности - каждое предыдущее упражнение должно облегчить выполнение последующих, чередовать нагрузку на различные мышечные группы, постепенно включая в работу разные части тела(«сверху- вниз»)
1) для мышц плечевого пояса и рук; (первое и последнее упражнение на осанку)
2) для туловища (наклоны и повороты);
3) для ног и живота (из И. п – сидя, стоя, лежа);
4) для мышц плечевого пояса и рук.
Чередуются различные исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.
II. Утренняя гимнастика игрового характера:
В виде подвижных игр:
Включаются 2-4 подвижных игр разной степени интенсивности и разными видами основных движений. Она проводится следующим образом. Например, вначале проводят хороводную игру, общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой;
III. В виде комплекса, связанного единым сюжетом (обыгрывание какого-нибудь сюжета): «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;
IV Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий;
Включает разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений
Полоса препятствий:
1- Пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них
2- Вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть через него
3- Подлезть под дуги разных размеров
4- Прокатить цилиндр
5- Подпрыгнуть на батуте
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
• комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц;
• в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения;
• упражнения должны выполняться из разных исходных положений;
• подбираются упражнения разной интенсивности, темпа;
• чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов;
• используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись);
• каждый комплекс должен быть интересен детям.
Один комплекс утренней гимнастики используется в течение одной - двух недель, в зависимости от сложности упражнений и возраста детей.