Юлия Трубицына
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей
▼ Скачать +Заказ
Хорошая речь –это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, активнее формирование его психического развития.
Публикация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
«Детский фольклор» входит в жизнь ребенка очень рано. Одной из основных задач для меня стало пробуждения интереса к этим произведениям– пословицам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время забывают об этом и процесс развития речи пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит с гаджетами, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (потешки, прибаутки, колыбельные песни) практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.
Реализацию поставленных задач, я начала с составления перспективного плана, систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству, разработки консультаций и памяток для родителей. Определила формы (вариативность, наглядность, системность, доступность) и принципы работы (интеграция деятельности, учет индивидуальных предпочтений, интересов, уровня развития).
В процессе системно-деятельностного подхода малые формы фольклора применялись мною целенаправленно и системно во всех видах и формах детской деятельности и, конечно, в режимных моментах.
Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей, мною подобраны и составлены собственные картотеки пословиц - поговорок, и игр на основе детского фольклора. В своей работе я использовала анимацию: в список вошли отечественные мультфильмы советского периода только хорошего качества.
Мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми ребятам хочется поделиться. В то же время не все им остается понятным. Они стремятся получить объяснения взрослых или сверстников, просят, чтобы им ответили на возникшие вопросы.
Для мотивации ребят много мероприятий мы проводили в нашей «Горнице» и музее казачего быта. Игры-импровизации воспитывают положительные черты характера, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь более выразительной. Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности.
В рамках реализации регионального казачьего компонента мною был создан альбом «Ребята-Казачата», который мы тоже используем на своих занятиях. Объяснение значений слов, пословиц, поговорок, предметов быта формируют у детей лексические умения. Они учатся понимать прямой и переносный смысл фразеологического оборота, знают, если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.
Для развития речи детей очень важно развитие мелкой моторики. Для этого мною был создан вязанный пальчиковый театр из 12 кукол. Проявив смекалку и фантазию, ребята самостоятельно составили репертуар из шести сказок. Такие занятия помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Русские народные, хороводные игры увлекают ребят своей простотой и четкостью ритма, понятностью образов, краткостью запевки или стишка. Содержащийся фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью.
На основании проделанной работы, мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речи детей. С начала года мои ребята стали более общительнее и увереннее в себе. Я и в дальнейшем планирую использовать все виды и формы детского фольклора.
Хорошая речь –это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, активнее формирование его психического развития.
Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
«Детский фольклор» входит в жизнь ребенка очень рано. Одной из основных задач для меня стало пробуждения интереса к этим произведениям– пословицам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время забывают об этом и процесс развития речи пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит с гаджетами, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (потешки, прибаутки, колыбельные песни) практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.
Реализацию поставленных задач, я начала с составления перспективного плана, систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству, разработки консультаций и памяток для родителей. Определила формы (вариативность, наглядность, системность, доступность) и принципы работы (интеграция деятельности, учет индивидуальных предпочтений, интересов, уровня развития).
В процессе системно-деятельностного подхода малые формы фольклора применялись мною целенаправленно и системно во всех видах и формах детской деятельности и, конечно, в режимных моментах.
Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей, мною подобраны и составлены собственные картотеки пословиц - поговорок, и игр на основе детского фольклора. В своей работе я использовала анимацию: в список вошли отечественные мультфильмы советского периода только хорошего качества.
Мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми ребятам хочется поделиться. В то же время не все им остается понятным. Они стремятся получить объяснения взрослых или сверстников, просят, чтобы им ответили на возникшие вопросы.
Для мотивации ребят много мероприятий мы проводили в нашей «Горнице» и музее казачего быта. Игры-импровизации воспитывают положительные черты характера, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь более выразительной. Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности.
В рамках реализации регионального казачьего компонента мною был создан альбом «Ребята-Казачата», который мы тоже используем на своих занятиях. Объяснение значений слов, пословиц, поговорок, предметов быта формируют у детей лексические умения. Они учатся понимать прямой и переносный смысл фразеологического оборота, знают, если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.
Для развития речи детей очень важно развитие мелкой моторики. Для этого мною был создан вязанный пальчиковый театр из 12 кукол. Проявив смекалку и фантазию, ребята самостоятельно составили репертуар из шести сказок. Такие занятия помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Русские народные, хороводные игры увлекают ребят своей простотой и четкостью ритма, понятностью образов, краткостью запевки или стишка. Содержащийся фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью.
На основании проделанной работы, мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речи детей. С начала года мои ребята стали более общительнее и увереннее в себе. Я и в дальнейшем планирую использовать все виды и формы детского фольклора для развития речевой активности детей.