Лучший педагог года

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность

Светлана Ровенец
Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность

Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность

«Скажи мне - и я забуду, Покажи мне- и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь!»

Китайская пословица

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Публикация «Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста основным выступает Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования, обозначаются критерии его качества, а так же «главная цель педагогической деятельности – развитие каждого ребенка». Предполагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Одним из новых, эффективных и наиболее перспективных методов развития дошкольника является метод проектной деятельности.

«Проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». М. М. Поташник считает, что проект – это документально оформленный образ будущего. Согласно определению Д. Иванова, проект представляет собой «способ мысленного желаемого результата и действий по его достижению». В словаре иностранных языков дается следующее толкование термину «проектировать» - составлять проект, делать предложения, намечать план. Иными словами проект – это план определенной деятельности, который можно обсудить, отрецензировать, исправить, довести до совершенства на бумаге, чтобы не было ошибок в практической работе. Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект в ДОУ – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная и значимая для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. В период работы над проектом у ребенка происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности, которые создают почву для развития познавательных интересов дошкольников. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды – важное звено в системе воспитания любознательной, активной личности, которая стремится получать новые знания самостоятельно, а не по принуждению.

В нашем МБДОУ Детском саду № 1 «Лучик» педагогами разрабатываются и реализуются проекты кратковременного и долгосрочного характера, разного типа и тематики. Хочу остановиться на описании среднесрочного общесадовского проекта - «Эти волшебные сказки!», проведенного в период с февраля по апрель 2016 года и посвященного году Литературы.

Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства и воспитание любви у дошкольников к художественному слову, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по плану, разработанному совместно педагогами возрастных групп и родителями воспитанников. В ходе предварительной работы в каждой возрастной группе были проведены: анкетирование, беседы, консультации, интерактивная игра для родителей по вопросам актуальности приобщения детей к литературному творчеству и музыкальному искусству. Также было уделено особое внимание важности активного сотрудничества родителей в запланированных мероприятиях.

На подготовительном этапе реализации проекта в каждой возрастной группе были проведены: анкетирование детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей; педагогами и родителями осуществлен подбор детской художественной литературы по заявленной тематике, мультимедиа материалов для ознакомления дошкольников с тематической литературой и музыкальным искусством, сюжетных картинок и иллюстраций к тематическим занятиям.

На первом этапе работы проведены семинар-практикум для родителей «Любимые сказки, рассказанные мамой», консультация для педагогов «Праздник сказки», мастер – класс для педагогов «Сказки гуляют по свету», просмотр презентаций для повышения уровня компетентности педагогов, с целью понимания актуальности работы по развитию устойчивого

интереса у дошкольников к сказке, как к произведению искусства и воспитание любви к классической музыке в современном обществе, так как педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям. Самое главное, материал должен быть интересным и понятным для дошкольников.

Второй этап выполнения проекта предполагал работу в каждой возрастной группе по разработанному плану:

Проведение с детьми бесед:

в младшей группе – о детской поэтессе Агнии Барто, заучивание ее стихов;

в средней группе – о сказках и произведениях Донских писателей;

в старшей группе – об овощах, их значении, чтение сказок, в которых главные герои - овощи;

в подготовительной группе – о музыке, о творчестве П. И. Чайковского;

• Чтение тематической художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц и поговорок по теме и др.);

• Игры – драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические по темам проектов групп;

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, оформление фотовыставки и выставок детских работ по темам групп;

• Экскурсия в библиотеку, в гости к хору «Лейся песня» клуба ш. «Октябрьская»;

• Просмотр мультимедиа материалов, слушание песен Донских казаков, музыки П. И. Чайковского;

Консультирование родителей: оформление папок-передвижек, текстовых сообщений и т. д.

• Оформление вместе с родителями книжек-малышек, видеозапись инсценировок с самостоятельно изготовленными игрушками по стихам А. Барто в младшей группе «Непоседы»;

казачьего уголка и макета Донского подворья, участие в конкурсе знатоков в средней группе «Солнышко», подбор сказок Донского края;

приобретение грунта и посадочного материала, сочинение и иллюстрирование сказок об овощах в старшей группе «Затейники»;

разработка сценария и подготовка костюмов к итоговому мероприятию в подготовительной группе «Мультяшки»;

• Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сказкам и отрывков спектаклей с музыкальным оформлением П. И. Чайковского в совместной деятельности детей и родителей.

Второй этап работы предусматривал реализацию каждой группой своего проекта :

«В гостях у Агнии Барто» - младшая группа «Непоседы»;

«Земля Донская – мать родная» - средняя группа «Солнышко»;

«Овощи в лукошке» - старшая группа «Затейники»;

«Ожившие картинки» (по творчеству П. И. Чайковского) – подготовительная группа «Мультяшки».

Педагог и родители младшей группы «Непоседы» на родительском собрании решили разработать и реализовать проект по ознакомлению детей с творчеством Агнии Барто. Дети совместно с педагогом и их родителями приступили к реализации проекта согласно составленному плану, итогом которого стало развлечение «Стихи Агнии Барто любят все у нас давно», с проецированием предоставленных родителями видеозаписей, на которых дети читают стихи Агнии Барто и изготовленные книжки-малышки в виде изображения героев произведений поэтессы.

Тема проекта средней группы «Солнышко» побудила воспитателей и родителей к сбору информации для ознакомления дошкольников с литературным творчеством Донского края. Были подобраны книги и сказки донских казаков, а также песенный репертуар и предметы их быта. Предложенный план реализации проекта

«Земля Донская – мать родная» был разработан совместно с родителями, в итоге реализации проекта в фойе детского сада был оформлен Центр Казачьего быта, в группе – макет казачьего подворья.

Итоговым мероприятием стал музыкально- интеллектуальный конкурс знатоков по типу игры «Что? Где? Когда?» по теме проекта с участием родителей.

В старшей группе «Затейники» проект «Огород на подоконнике» направлен на формирование у детей экологических представлений через художественную литературу и народное творчество и был реализован в соответствии с предложенным планом. В ходе проекта дети старшей группы вырастили на подоконнике петрушку, лук, салат, фасоль. Опытно-экспериментальная деятельность помогла понять алгоритм ухода за растениями. В результате проекта детьми и родителями оформлены и иллюстрированы сказки об овощах, придуманные самостоятельно, организована фотовыставка «Огород на окне». Итоговым мероприятием стал – музыкальный спектакль-инсценировка сказки «Путешествие зеленого Огурчика».

Самые старшие дошкольники, дети подготовительной группы «Мультяшки» познакомились с творчеством величайшего русского композитора-романтика, дирижера и музыкального педагога – Петра Ильича Чайковского (175 лет со дня рождения). Их музыкально-творческий проект «Ожившие картинки» помог дошкольникам познакомиться и понять произведениям П. И. Чайковского, оформить фотоотчет о проведении итогового мероприятия «Детский альбом П. И. Чайковского в подготовительной группе» и уголок по его творчеству. Итоговым мероприятием

стала «Музыкальная гостиная – Ожившие картинки», сценарий и костюмы для ее проведения подготовили родители совместно с воспитателем.

На заключительном этапе реализации всех четырех проектов было проведено анкетирование родителей и опрос воспитатнников на предмет выявления совместного интереса детей и родителей к художественной (творчеству) литературе и классической музыке, которые показали значительное повышения уровня заинтересованности родителей и воспитанников по данному вопросу.

Хочется добавить, что все четыре реализованных групповых проекта были объединены в один «Эти волшебные сказки» единым сказочным сюжетом и представлены на городском конкурсе детских творческих проектов, где занял почётное 2-е призовое место.

Таким образом, можно утверждать, что использование в ДОУ метода проектов делает образовательный процесс дошкольного учреждения инновационным, открытым для активного участия дошкольников и их родителей. Кроме того метод проектов можно рассматривать и как «механизм инновационного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения», при котором родители, являясь непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от успехов своего ребенка.

Литература

1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты- Волгоград : Учитель, 2013.-207с.

2. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников -Волгоград : Учитель, 2014-223с.

3. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - апрель 2014г.

4. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - ноябрь 11.2014г.

5. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - май 05.2015г.

6. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - август 08.2015г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М. :Центр педагогического образования, 2014.-32с.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 06.05.2014.-СПб. : Питер,2014.-240с. :ил.

Публикации по теме:

«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельность» Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги.

Формирование у детей бережного и осознанного отношения к природе посредством проектной деятельности. Проект «Зимующие птицы» Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Как организовать проектную и исследовательскую деятельность в природе Педагогическая тонкость при создании проекта заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание,.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Развитие речи младших дошкольников через театрализованную деятельность Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельностьЭкологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и актуальных является проблема сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 15 июня 2016 в 17:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Успешная реализация жизненных позиций дошкольников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ровенец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД