Ирина Березан
Как организовать проектную и исследовательскую деятельность в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая тонкость при создании проекта заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что воспитатель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя.
Напомню идею Льва Семё новича Выготского о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе со взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Проекты
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Обратимся непосредственно к моему проекту, идею которого подсказали мне дети моей выпускной группы. Когда я приступила к поискам на ответы детей, то поняла, что это целая проектная история, развивая которую, я почерпнула сама немало нового, привлекла родителей своих деток, коллег, и, конечно, дети узнали много нового и интересного из жизни окружающей среды, тем более, что инициаторами проекта стали сами дети. Я думаю, что такие проекты, помогут детям поближе познакомиться с природой, и не только отвлечься от современных гаджетов, но и научиться использовать их по назначению.
Проект наш был долгосрочным с июня по октябрь 2015 года. По своему типу он является исследовательским, так как целью проекта является доказательство или опровержение детской гипотезы о происхождении наростов на листочках липы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачами проекта было углубление экологических знаний детей и взрослых по данной теме; реализовать творческий потенциал детей; привлечь родителей к активным формам работы с детьми; расширить знания детей о пользе липы; развивать умения детей формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности, для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта; способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами и родителями, потребность в постоянном саморазвитии.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность процесса, являлось личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь нашего пректа.
Расскажу немного об истории возникновения нашего проекта.
Как я уже говорила, появился этот проект по инициативе детей, которую я с радостью поддержала. Тем более, новые стандарты по ФГОС дают нам возможность поддерживать детскую инициативу.
(1. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
3. сотрудничество Организации с семьёй
4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности)
На участке нашей группы дети обнаружили непонятные наросты на листочках липы. После долгих обсуждений ребята так и не пришли к единому мнению об их происхождении. Появилась проблемная ситуация.
Показ слайдов 1-4
В процессе работы над проектом использовались следующие методы:
обсуждение, слайд 5-6, 7-8
передача впечатлений с помощью художественного восприятия слайд 9
работа с родителями, слайд 10-13
поиск информации, слайд 14; 46-57
наблюдения за объектами, слайд 15-22
исследования, опыты, эксперименты,
проверка различных версий,
беседы, рассуждения, выводы, слайд 22-45; слайд 58-60
создание самой презентации.
По итогам реализации проекта, был достигнут положительный результат, дети пришли к единому мнению о происхождении наростов на листочках липы, узнали много нового и о полезных свойствах липы, узнали о пагубном влиянии галловых клещей на рост дерева и о способах борьбы с ними. Каждый ребенок, принявший участие в проекте, испытывал чувство гордости за достигнутый результат. В ходе работы над проектом у воспитанников и родителей повысился интерес и желание заниматься экологическими проблемами.
Поэтому, можно сказать, что проект еще не окончен, еще много исследований мы сможем провести летом: узнать процентное соотношение зараженных деревьев на территории ДОУ; узнать какие деревья чаще подвергаются таким болезням, зависит ли это от места, где растет дерево и многое другое.