Екатерина Булганина
Условия развития музыкальной креативности у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Музыка - одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования нравственных и эстетических качеств личности человека. Вот почему музыкальному воспитанию подрастающего поколения уделяется такое большое внимание.
Период дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развитие личности. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Я. А. Пономарев, А. Т. Шумилин, Е. И. Николаева, Б. Г. Ананьев отмечали, что реализация индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества.
Публикация «Условия развития музыкальной креативности у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» размещена в разделах
В дошкольном детстве творчество становится универсальным и естественным способом существования человека, он дает прекрасные возможности для развития способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Л. С. Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития. Мотивацией детского творчества выступают положительные эмоции, которые испытывает дошкольник в процессе сочинительства, они побуждают ребенка преодолевать трудности, способствуют укреплению веры в себя, дают уверенность в своих силах, воспитывают целостную творческую личность. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала. 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17. 10 2013 № 1155. Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого – педагогической поддержи позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Таким образом, очевидна необходимость изменения сложившихся тенденций в музыкально – образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированных на организационную деятельность, на ребенка исполнителя. Позиция ребенка – инициатора, творца, а не исполнителя. Актуализация и приоритетность идей гуманизации в образовании, обращает внимание педагогов на - те виды занятий, содержание которых связано с миром эмоциональных, духовных ценностей человека. Важное место среди них принадлежит занятиям, связанным с музыкальным искусством. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. В условиях современного общества приобретает важное значение формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном возрасте творческих способностей.
Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных креативных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И, педагогам, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые могли бы обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка. Способствовали формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальную креативность детей. Для полноценного музыкального развития ребёнка в детском саду должен быть создан целостный центр музыкального образования детей.
Именно поэтому в качестве исследования была выбрана тема: Условия появления музыкальной креативности у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
Цель исследования: Изучить влияние условий музыкального образования детей старшего дошкольного возраста на эффективность проявления креативности в самостоятельной деятельности.
Объект исследования: условия развития музыкальной креативности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: самостоятельная музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Создание оптимальных условий музыкального образования детей позволит повлиять на уровень развития и проявления творческих способностей в самостоятельной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить условия проявления музыкальной креативности у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
3. Организация условий, содействующих развитию креативности и творческих способностей в самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.