Ткачева Татьяна
Условия организации эффективной проектной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Каковы же условия организации эффективной проектной деятельности в дошкольной образовательной организации?
2 слайд.
1. Для эффективной проектной деятельности важен настрой, профессиональная компетентность и опыт педагогов, обеспечивающих индивидуальный, дифференцированный подход к образовательному процессу, который позволяет избежать предъявления к детям завышенных или заниженных требований.
Основные характеристики коллектива ДОУ:
Публикация «Условия организации эффективной проектной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Взаимная поддержка и мотивация: весь коллектив задействован в проектной деятельности.
- Благоприятная атмосфера: командный дух – заинтересованность, творческий подход – посильное распределение обязанностей.
- Повышение квалификации для организации проектной деятельности.
- Регулярный анализ педагогической деятельности.
(Предлагаю проверить наличие у нас творческого подхода с помощью игрового упражнения «Как можно нетрадиционно использовать этот предмет: прищепка, линейка, карандаш, пластиковая бутылка и др.»)
Качества педагога:
- Вовлеченность: инициативность, активное участие, проявление интереса к определенным темам – высокая мотивация, энтузиазм – открытость и гибкость – желание учиться, новаторство.
- Высокий профессионализм.
Основные черты проектной деятельности :
- Сотрудничество с детьми: высокая степень участия детей.
- Применение разнообразных материалов, методов и стимулов.
- Привлечение детей к выработке правил и распределению обязанностей.
- Чередование фаз активности и пассивности: дети не должны быть всегда одинаково активны.
3 слайд.
2. Важным условием эффективности проектной деятельности является высокая степень внутреннего взаимодействия в дошкольной образовательной организации : стоит отметить, что открытая работа в функциональных помещениях дает возможность проводить проектную деятельность в открытых группах.
Рамочные условия :
- Достаточное количество профессиональных сотрудников.
- Достаточное количество времени.
- Соответствующее техническое оснащение.
- Обеспечение детей качественными материалами в достаточном количестве.
- Рекомендуется использование для разных видов проектной деятельности различных помещений.
4 слайд. (не останавливаюсь на нем)
Управление образовательным процессом:
- Предоставить детям возможность выбора, предлагая им разнообразные занятия: проводить одновременно несколько проектов – предлагать параллельно с проектной деятельностью другие мероприятия.
- Отойти от негибких структур и стандартов, поскольку проектная деятельность предполагает гибкость.
- Отвести для проектной деятельности достаточное количество помещений и выделить в распорядке дня необходимое время: планировать проведение и документирование проектной деятельности.
- Организовать проектную деятельность в открытых группах : такая более сложная и трудоемкая форма работы требует четкого и вместе с тем гибкого структурирования.
- Использовать соответствующие стратегии в обращении с детьми, которым не нравиться работать в открытых группах, которые затрудняются с выбором, не выказывают интереса, выполняют действия медленнее, чем остальные.
5 слайд. (не останавливаюсь на нем)
Управление проектом :
- Сформировать из педагогов группу для работы над проектом и определить, кто будет его руководителем: эти педагоги разделяют ответственность за проведение проекта и осознают свою сопричастность выполняющим проект детям (малым группам, что достигается соответствующим разделением обязанностей, согласованием действий, хорошей информированностью.
- Обеспечить поддержку актуальных проектов со стороны коллектива дошкольного учреждения в форме предложения идей, поиска решения возникающих проблем, проведения анализа и оценки проекта.
6 слайд.
3. Еще одним очень важным условием является поддержка со стороны учредителей дошкольной организации и родителей : информирование и активное вовлечение родителей способствует тому, что возникающий у них интерес к проекту мотивирует детей, поддерживает эффективность проектной деятельности.
В проведении проектной деятельности могут встречаться трудности. Вот некоторые из них.
7 слайд.
Педагоги и коллектив – личностные рамочные условия.
o Недостаточное проявление интереса со стороны коллектива к проектной деятельности (например, большое количество сомневающихся или не оказывающих поддержку коллег).
o Недостаточная степень сотрудничества (например, авторитарный стиль руководства).
o Недостаточное количество времени.
o Малочисленность персонала.
o Нехватка специальных знаний и практического опыта для проектной деятельности.
o Неуверенность в работе с разновозрастными детскими группами, открытыми рабочими группами.
o Как следствие всего вышеперечисленного – низкая мотивация и отсутствие гибкого подхода.
8 слайд.
Организация и проведение проектной деятельности в открытых группах.
o Недостаток знаний и опыта у коллектива приводит к тому, что на начальном этапе проекта организация его проходит очень тяжело.
9 слайд.
Проектная деятельность в дошкольной организации.
o В переходном периоде могут возникать проблемы при совмещении работы с основными группами детей и открытыми проектными группами (например, переизбыток мероприятий, нехватка времени).
o Слишком большое количество детей в проектной группе обусловливает частую смену ее состава, поскольку дети присоединяются или уходят из проекта в связи с предъявляемыми к ним завышенными или заниженными требованиями.
o Сложности в работе проектной группы могут быть связаны с недостаточной информированностью и отсутствием разделения обязанностей, погрешностями в планировании проекта, излишним доминированием взрослых.
o Родители сомневаются в целесообразности проведения проектной деятельности, особенно в последний год пребывания ребенка в детском саду.
Эффективная проектная деятельность с детьми предполагает высокий профессионализм и высокую компетентность педагогов и тем самым предъявляет новые требования к процессу образования, повышения квалификации и переподготовки, как видно из перечня компетентностей педагога, необходимых для эффективной проектной деятельности :
10 слайд.
Коммуникативная и интерактивная компетентность - Способность к коммуникации и сотрудничеству с детьми, родителями и коллегами.
- Работа вместе с детьми, а не вместо них – совместное обучение и принятие решения – демократический стиль общения и дискуссий с детьми - способность доверять детям, ценить их высказывания, действия, компетентности.
- Осознание себя в качестве модератора, партнера по диалогу, деятельности, учебе – знание того, что дети берут пример с педагога – собственная мотивация и заинтересованность педагога, которые влияют на детей как положительно, так и отрицательно.
11 слайд. Диагностическая компетентность - умение наблюдать – определять интересы, потребности, творческие импульсы детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем.
Дидактическая компетентность - Разнообразная и гибкая методическая деятельность – способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели – поддерживать идеи детей, даже не относящиеся непосредственно к теме проекта.
- Умение стимулировать (например, использовать технику постановки вопроса, развивающее обучение).
12 слайд. Организационная
компетентность - Умение работать с разнородными потребностями и интересами всех детей в смешанных, разновозрастных группах (педагогика многообразия, инклюзия).
Профессиональная компетентность - Актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса.
- Глубокие фоновые знания по предмету и педагогике, применимые в любой ситуации.
- Умение вести документацию (например, письменно фиксировать, формулировать).
- Медийная компетентность (например, умение пользоваться компьютером, цифровой камерой).
13 слайд. Рефлексивная и инновационная компетентность - Анализ результатов наблюдения, собственной позиции и поведения.
- Положительное отношение к изменениям и инновациям.
Таким образом, необходимым и очень важным условием эффективности проектной деятельности в ДОО является высокий профессиональный уровень педагога, который обладает все ми вышеперечисленными компетентностями.
14 слайд. Спасибо за внимание!
Приложение:
Анкета для педагогов
«Восприимчивость педагогов к новому»
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
6. Вы открыты новому?
Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу:
всегда – 3 балла,
иногда – 2 балла,
никогда – 1 балл.
Уровень восприимчивости педагога к новшествам = Сумма Ваших баллов:
на максимально возможное количество баллов (18 баллов) и умножить на 100%.