Юлия Макарова
Условия активизации речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у дошкольников 2-3 лет при помощи игр и игровых ситуаций.
Среди многих важных задач воспитания развитие речи – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда частных задач:
воспитание звуковой культуры речи;
обогащение, закрепление и активизация словаря;
совершенствование грамматически правильной речи;
формирование разговорной речи, развитие связной речи;
воспитание интереса к художественному слову.
Публикация «Условия активизации речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На 2-3 годах жизни единственной формой обучения является игровая. Все занятия носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи и средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
Для развития речи детей раннего возраста используются разные методы и приемы: наблюдение реальных событий, объектов; инсценирование при помощи игрушек; рассматривание картинок.
Чтобы занятия, проводимые с детьми, давали положительный результат, педагог должен владеть необходимыми знаниями и практическими умениями.
Путем специальных воздействий на детей во многом удается предотвратить или затормозить появления у них разных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.
Оказание поддержки детям третьего года жизни должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми, постепенно становясь активными участниками речевого общения.
С этой целью в первую очередь необходимо организовать доступную по форме и средствам совместную деятельность ребенка со взрослым.
Дети раннего возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. В книге Макарова А. И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» (М. : Просвещение, 1988) описана работа над собственной речью педагога (требования, упражнения для развития правильного дыхания, артикуляционного аппарата и т. д.).
В общении с детьми воспитатель, родитель, логопед должны обратить внимание на следующее:
правильно произносить все звуки;
хорошая дикция;
придерживаться орфоэпических норм;
интонационная окраска и выразительность с учетом содержания высказывания;
слегка замедленный темп в общении с детьми, умеренная громкость голоса;
использование слов и грамматических конструкций с учетом возраста детей;
не допускать грубых выражений.
Развитие речи направлено на формирование основных ее функций: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. Этапы работы формирования основных функций речи описывают Стребелева Е. А. и Грибова О. Е. Главной целью в развитии речи детей раннего возраста оба автора ставят формирование у детей потребности к речевому высказыванию.
Работа строится с учетом следующих принципов:
Предполагающего обучения с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону ближайшего развития.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Единства требований к воспитанию ребенка воспитателя и родителей.
Деятельного подхода к развитию личности ребенка реализуется в рамках ведущих и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
Доступность, повторяемость.
Требования:
Налаживание эмоционального контакта.
Создание предметно-развивающей среды.
Регулярное и системное проведение занятий по определенному расписанию.
Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
Опора на положительный результат.
Использование усвоенного способа действия в новых условиях.
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста используем следующие формы деятельности:
Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т. д.).
Разговор с самим собой; (когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко»).
Параллельный разговор (мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт).
Провокация, или искусственное понимание ребенка. (Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого).
Игры – забавы и игры – хороводы; ( Н-р: игры-забавы "Зайчики пляшут", "Мы по лесу идем","Большие и маленькие ножки","По ровненькой дорожке", "Кто у на хороший"использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать звук речи, устанавливать ее ритм).
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; (это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть, что им было рассказано и прочитано).
Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений; (дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ настольного и пальчикового театра).
Артикуляционная гимнастика; (проводим ежедневно в утренние часы. Это занятие способствует развитию у детей артикуляционного аппарата. Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным сопровождением).
Игры на развитие мелкой моторики (нанизывать крупные бусинки, шарики; застегивать крючки, молнии, пуговицы; заводить механические игрушки; игры с водой с песком, с различными крупами ;игры с мозаикой,кубиками, вкладышами ; рисование, восковыми мелками,карандашами, разминать пальцами пластилин.
Упражнения и дидактические игры; ("Чудесный мешочек","Где наши ручки", "Чего не стало","Чей голос","Громко-тихо","Найди свою игрушку",
Бытовые и игровые ситуации; ( сюжетно ролевые игры: "Дом", "Больница", Магазин", "Автобус"; развлечение «В гости к зайчику»).
Музыкальные игры; (значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними).
Первые учителя для ребенка это родители. Поэтому родители совместно с врачом должны внимательно следить за ходом становления и развития ребенка, принимать необходимые меры в случае отклонения от норм.
По мере роста ребенка круг общения расширяется, возрастает значение влияния внешней среды, расширяется круг психотравмирующих ситуаций в отношениях со взрослыми и сверстниками.
Так в период адаптации ребенка в детском саду иногда сопровождается задержкой и даже регрессом достигнутого ранее развития. Первые дни может снизиться речевая активность. Профилактикой нервно-психических нарушений речи является направление ребенка в детский сад в возрасте, в котором легче адаптируется к новым условиям жизни (после 1,5л.). Профилактической мерой является приближение домашнего режима к условиям детского сада.
Детская речь в раннем возрасте ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактика включает в себя :
охрану нервно-психического и физического развития детей;
обеспечение спокойной атмосферы жизнедеятельности детей и предупреждение травмирующих ситуаций;
раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, психики, которые сказываются на развитии речи;
исправление возможных трудностей в речевом развитии.
Для организации рациональных методов профилактического воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом. Изучение динамики развития ребенка от рождения, выявление неблагоприятных тенденций развития является одним из главных направлений в профилактике.
Вся работа проводится в тесной связи с родителями.
Существуют разные формы организации работы с родителями: собрания, ознакомительные беседы, индивидуальная работа, информация, расположенная в доступных местах для родителей (консультации, памятки, буклеты).
Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам. Для достижения хороших результатов по развитию речи детей постарайтесь создать в группе мирную, доброжелательную обстановку.