Получи документы

Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции

Марина Сиянбиль
Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции
▼ Скачать + Заказать документы

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. Профессиональное здоровье педагога является необходимым условием его активной жизнедеятельности, самореализации, развития творческого потенциала. Здоровый и эмоционально благополучный педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Педагоги в процессе своей деятельности взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами-педагогами. Это требует особых навыков взаимодействия. Напряженные ситуации на работе, необходимость контролировать свои слова, поступки и эмоции приводят к истощению эмоциональных ресурсов организма.

Публикация «Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции» размещена в разделах

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки воспитателям, повышению их способности управлять собственным здоровьем и здоровьем воспитанников.

Методическая разработка предназначена для использования педагогом-психологом при проведении тренинга для воспитателей ДОУ по теме «Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции» с использованием методов арт-терапии.

Настоящая разработка включает материалы для развития у педагогов занимать активную позицию, открывать свой внутренний мир, переживания, мысли, возможность меняться, приобретая новый опыт, уметь использовать собственные ресурсы при преодолении стрессовых состояний. В этом может быть очень полезен психологический тренинг, где участникам теоретический и практический материал данной разработки поможет оценить собственное эмоциональное состояние в данный момент, познакомится с арт-терапевтическими приемами восстановления психоэмоционального состояния, снизить уровень стресса.

Цель: повышение уровня стрессоустойчивости

Задачи:

• развитие навыков концентрации внимания в сложных стрессовых ситуациях;

• развитие способности управлять своими эмоциями;

• создание условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию саморегуляции;

• поддержка психологического здоровья педагогов.

Ожидаемые результаты:

• осознание педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.

• освоение способов саморегуляции эмоционального состояния;

• формирование позитивного мышления;

• развитие навыков психологического восстановления.

Форма проведения: тренинг

Оборудование: ларец (сундучок).

Раздаточный материал: листы бумаги (А4); ручки, цветные карандаши, краски, кисти, стаканчики с водой, одноразовый стаканчик.

Участники мероприятия: педагоги.

Количество человек в группе: 6-10 человек

Конспект тренинга для педагогов

«Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции»

Если жизнь подсовывает вам лимоны,

сделайте из них лимонад.

Слово психолога. Сегодня мы живем в напряженное время и практически невозможно встретить полностью уравновешенного человека, а ведь постоянное напряжение пагубно воздействует на психику и здоровье. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс», как повысить качество собственной жизни и научиться противостоять стрессу, выживать в период кризиса.

Упражнение «Знакомство. Рисунок себя»

Психолог. На листе А4 каждому необходимо представить себя группе (нарисовать, не прибегая к словам. Это может быть: иллюстрация вашего образа жизни; ваши ценности и интересы; ваше мироощущение; метафора, отражающая вас в целом.

Обсуждение.

Упражнение «Правила работы группы»

Психолог. Для того чтобы группа работала продуктивно, чтобы каждый участник чувствовал комфортно и мог эффективно действовать, нужно согласовать правила работы группы. (Приложение 1).

Упражнение «Я и стресс»

Психолог. Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме – реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите.

Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем психолог начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно, не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок. Вопросы даны в Приложении 2.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей, возникших в процессе рисования. Участники формулируют несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Упражнение «Стаканчик».

У психолога на ладони одноразовый пластиковый стаканчик. Психолог: «Представьте себе, что перед Вами «драгоценный сосуд» для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза, это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите. Посмотрите, как эти ценности хорошо лежат в этом сосуде, как им там удобно и комфортно». Психолог, сжимает стакан и выбрасывает…

Вопросы для обсуждения. Что вы почувствовали? Ваше состояние, сейчас какое? Когда возникают такие же чувства? Кто ими управляет? Куда деваются потом?

Слово психолога: «Обратите внимание, все чувства, которые Вы озвучили, они либо негативные, либо конструктивные. Эти чувства, не стимулируют на активность, на сотрудничество человека с человеком. То, что вы сейчас пережили это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми».

Упражнение «Притча «История-напутствие» (Приложение 3)

Обсуждение.

Упражнение «Дождь в джунглях».

Психолог: «Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх – вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру».

Обсуждение: Как вы себя чувствуете после такого массажа? Какие чувства, эмоции у вас возникали при выполнении различных действий?

Упражнение «Мой идеальный день»

Сейчас вы можете помечтать, представить себя волшебницей. Напишите, пожалуйста, как прошел бы ваш идеальный день, с утра до вечера. По желанию участники зачитывают собственные записи.

Вопросы для обсуждения. Желаете ли вы провести в реальной жизни такой идеальный день? Можете реализовать хотя бы часть вашей мечты в ближайшее время?

Упражнение «Послание из ларца»

Слово психолога: «Для человека очень важно, чтобы в его внутреннем мире царил порядок, его мысли, чувства, желания, возможности и стремления верой и правдой служили его «Я». Иногда нам кажется, что мир устроен неправильно. Пессимистичное отношение к жизни порой называют «чувством реальности». Однако чаще всего мы просто программируем себя на неудачи. Пришло время сменить «профессию пессимиста» и понять, что человек может сам создать себе такую жизнь, какую захочет».

Психолог достает послание из ларца и зачитывает его (Приложение 4).

Подведение итогов.

Приложения.

Приложение 1

«Правила работы группы»

Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий и от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

Здесь и сейчас. Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее.

Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…».

Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Разумеется, психологические знания и конкретные приемы, упражнения и игры могут быть использованы в повседневной жизни, в семье, в школе, при общении с друзьями, родителями, учителями и т. д.

Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

Приложение 2

Вопросы к упражнению «Я и стресс»

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке – дорисуйте их.

8. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

9. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

10. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Приложение 3

«Притча «История-напутствие»

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» – спросил он. «Действительно, глупо, – ответил путник, – но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин : «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» – поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» – «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

Приложение 4

Упражнение «Послание из ларца»

Вы живете интересно и правильно. Вы ищете и находите, пусть не сразу, но ведь хорошие дела быстро и не делаются. Все происходит так, как нужно. Все идет своим чередом. Позвольте потоку событий привести вас к счастью. Просто будьте спокойны, больше от вас сейчас ничего не требуется. События вашей жизни похожи на драгоценные бусины. Среди них есть яркие, разноцветные, прозрачные каменья, есть костяные и деревянные бусины, есть пластмассовые и даже бумажные. Есть бусины из ягод и грибов, бусины из монеток, словно монисто. Представьте себе ожерелье вашей жизни, которое получается из всех этих бусин, – какое оно необычное, интересное, неповторимое! Мужчины и женщины издавна украшали себя ожерельями. Мужчины составляли их из своих трофеев. Такое ожерелье подчеркивало силу и успех своего владельца. Женщины старались, чтобы их ожерелье было красивым. Состоящее из бусин жизненного опыта, ожерелье каждого из вас подчеркивает вашу силу и успех, а также оно по-своему очень красиво! Каждая бусина на своем месте, каждая нужна и по-своему ценна. В ней можно найти энергию любви, если видеть сердцем. А любовью дает тепло, покой, удовлетворенность. Энергия любви может дать вам необходимую силу, целеустремленность, тонус! При этом внутри вы будете спокойны и сконцентрированы на той или иной задаче. Ожерелье вашего опыта всегда с вами, никто не может отнять его у вас. Вы можете дополнять его новыми бусинами. В этом ожерелье заключена энергия любви, которую вы можете умножать. У вас достаточно сил, чтобы сделать свою жизнь красивой и достойной! Вы сильны и мудры! И самое главное – у вас есть жизнестойкость и способность отвечать за свою жизнь. А значит, у вас все получится!

Литература

1. Здоровье учителя: методические рекомендации. / Е. С. Гиндак. –Миргород. 2011 г. – 32 с.

2. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Д. Ф. Эндлер, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

3. Монина Г. Б. Раннала Н. В. «Тренинг стрессоустойчивости».– СПб. : Речь, 2009. – 250 с.

4. Панченко Л. Л. Диагностика стресса : Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 35 с.

5. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем. /Общ. ред. А. В. Брушлинского и А. З. Шапиро, предисл. А. В. Брушлинского, коммент. А. З. Шапиро. – М. : Прогресс, 1992. – 240 с.

6. Справочник педагога-психолога. Школа. № 8, 2016 Изд-во медиа группа «Актион»

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. ; В 4-х томах. Т. 3 – М. : Генезис, 1998. – 160 с.

Публикации по теме:

«Уроки доброты» для дошкольников. Фотоотчёт«Уроки доброты» для дошкольников. Фотоотчёт "Уроки доброты" фотоотчёт “Добро в человеке надо растить, это всеобщий долг всех людей всех поколений”. (Чингиз Айтматов) 28 декабря в.

Экологическая сказка «Уроки Сентябринки». 1 главаЭкологическая сказка «Уроки Сентябринки». 1 глава Благодаря Елене Краснокуцкуй - коллеге и другу по сайту Маам, в нашей группе появилась озорная девочка Сентябринка. Этот образ очень понравился.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Фотоотчёт «Пчёлкины уроки. Детям о ПДД»Фотоотчёт «Пчёлкины уроки. Детям о ПДД» Фотоотчёт «Пчёлкины уроки» - детям о ПДД Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения.

Конспект НОД «Уроки вежливости» Конспект нод «Уроки вежливости». МБОУ им. Л. Н. Толстого филиал в с. Домачи Автор : Мерзликина Надежда Ивановна, воспитатель группы полного.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Уроки изобразительного искусства в гимназииУроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.

Уроки-консультации по математике в 7–9 классах Уроки-консультации по математике в 7-9 классахУроки-консультации проводятся на закрепление знаний, умений, навыков (ЗУН) по изученным ранее.

Фотоотчет «Уроки мудрой природы»Фотоотчет «Уроки мудрой природы» Впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто запоминаются на всю жизнь. Они пробуждают у детей первое чувство любви к своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 17:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Уроки стрессоустойчивости и саморегуляции» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сиянбиль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД