Каролина Кабанец
План-конспект урока во 2 классе «Основы безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока 1 сентября 2 класс
2015-2016 уч. год
Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цели:
1. Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.
2. Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть опасность.
3. Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений.
Публикация «План-конспект урока во 2 классе „Основы безопасности жизнедеятельности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: Презентация, сигнальные карточки (красный, зеленый, зебра, 2 обруча, карточки, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Слайд 1.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня у нас с вами большой праздник – 1 сентября, первый учебный день в году, первый урок в новом классе! Уверенна, что добирались вы сегодня в лицей с большим волнением и хорошим настроением. Теперь вы будете приходить сюда по новой дорожке, но на неизведанном пути может встретиться кое-что нехорошее. А что именно вы узнаете, назвав буквы, расположенные на доске.
Слайд 2.
• о а с п о н т ь с.
- Какое слово получилось? ( На доску вывешивается табличка с надписью: Опасность.)
- Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать.
- Как вы понимаете слово опасность? (Ответы детей)
- А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. Безопасность – это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.
- Посмотрите на доску и прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово.
( На доске расположены слова: солнце, вода, лёд, гриб. Обучащиеся прочитывают слова и определяют «лишнее» слово – гриб).
- Почему вы определили «лишним» слово гриб?
- Правильно, слова солнце, вода, лёд относятся к неживой природе, а слово гриб относится к живой природе. Живая и неживая природа вокруг нас – это окружающая среда.
- А может окружающая среда быть опасной для человека? (Да, нет.)
- Конечно да. А теперь скажите, где нас может подстерегать опасность?
Слайд 3. (В лесу, на улице, в квартире, в доме, в подъезде, на реке, на дороге)
- Сегодня мы будем учиться находить, предвидеть опасности, будем составлять и учиться соблюдать правила поведения, чтобы избежать опасности, узнаем, а что делать, если с человеком все же случилась беда.
3. Формирование новых знаний.
- А что в школе может быть опасным?
Слайд 4 (Окна, коридоры, перила, лестницы, крыльцо, электронные приборы.)
- С электронным прибором в классе может подружиться опасность, а вот какая, сейчас вы узнаете, отгадав загадку:
Жарю, парю и пеку,
В доме каждом быть могу.
Людям много - много лет
Я несу тепло и свет.
Обожгу – меня не тронь.
Называюсь я (Огонь).
Слайд 5.
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу.
Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
Огонь – враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.
-Ребята, я предлагаю вам встать и попробовать раздобыть огонь
Слайд 6.
Физкультминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
Слайд 7 (горит огонь на экране, звучит сирена)
Учитель: - В классе стало так жарко, что загорелся наш телевизор, что же нам делать? Может надо подуть? (дети пытаются задуть пламя, делая глубокий вдох)
- Ничего не получается, что же делать? Может надо позвонить в пожарную службу? Кто знает номер? (Дети предлагают позвонить по номеру 101) Ещё, ребята, можно позвонить по номеру МЧС -112.
(Выходит фея-спасатель накидывает на экран покрывало, тушит пламя)
Фея:
-Здравствуйте, ребята,
Пришла я защитить вас от беды!
Я фея-спасатель, меня вызвали Вы!
Учитель: Да-да, мы вызывали тебя, Фея-спасатель, спасибо, что помогла нам. Познакомьтесь, ребята, это …
Фея:
Готова всегда помогать Вам,
Коль знаете вы номер пожарной службы и службы спасения!
Я принесла с собой волшебную каску и перчатку спасателя.
(показывает ребятам)
Слайд 8
Фея: Ребята, ещё раз обратите внимание на номера телефонов экстренных служб (на экране номер 101 и 112, (следующий клик и появляется картинка с пожарной машиной и пожарными).
Учитель: Работа сотрудников МЧС очень сложна и опасна. Спасатель должен быть смелым, отважным и сильным человеком. Представляете, как сложно тушить пожар, когда на тебе такая тяжёлая каска и одежда, которая пропитана специальным составом, чтобы защитить самого спасателя от огня.
Учитель: Дорогая фея, расскажи, пожалуйста, ребятам правила поведения при пожаре.
Фея: С большим удовольствием! Слушайте, ребята, и запоминайте!
Правила поведения при пожаре.
Слайд 9.
1. При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
Первым делом при пожаре
Набирают … (101).
Слайд 10.
2. Вы в пожарную охрану
Срочно позвоните,
Точный адрес и фамилию
Внятно назовите.
Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,
Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "сто один".
Взрослым сразу сообщаем о случившейся беде,
Потому что в одиночку можем мы пропасть в огне!
Слайды 11, 12.
4. Если уж пожар случился,
Сообщи по 101,
А потом беги скорее
Отключи и газ, и свет,
Чтоб огонь, до них добравшись,
Не наделал страшных бед.
За собою дверь балкона поплотнее притворим
Этим мы огню дорогу по квартире не дадим.
Доступ воздуха закроем –
И огонь умрёт тот час.
Окна, двери нараспашку -
Лишь огню хороший шанс!
Слайд 13.
5. В дымном помещении к выходу спешите.
И себя вы мокрой тканью плотно оберните.
Сквозь нее дышать лишь можно, угара не глотая.
Эти действия в дыму выжить помогают.
Коль звучит сигнал тревоги -
Покидайте здание,
Лифты не используйте
И не сейте паники.
Слайд 14.
6. Если выхода наружу не успел ты отыскать,
Набери воды побольше в ванну, таз или ведро.
Обольешь и пол, и двери, да и стены заодно.
И ползком из помещенья срочно-срочно выходи.
Слайд 15.
7. Если вдруг беда случиться: пожар произойдёт,
Его тушить помчится боевой расчёт.
Тут техника и средства, чтобы пожар погас,
А ты должен выполнить их любой приказ.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что лучше, допустить опасность возгорания и вызвать сотрудника пожарной службы для спасения или предупредить опасность, чтобы ничего не произошло? (Ответы детей)
Фея: Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем.
Игра “Запрещается – разрешается”.
Воспользуйтесь сигнальными “светофорами”. Зелёный цвет – разрешается, красный цвет – запрещается.
• Брать в руки спички и зажигать их.
• Небрежно, беспечно обращаться с огнем.
• Зажигать костер вблизи строений.
• В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
• Подавать сигнал тревоги, если случился пожар.
• Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
• Включать неисправную аппаратуру, приборы.
• Кричать и звать на помощь взрослых.
• Пользоваться поврежденными розетками.
• Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.
• Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
• Оставлять без присмотра горящий костер.
• Использовать во время новогодних праздников петарды, неисправные гирлянды и бенгальские огни.
Учитель: Отлично справились, ребята! Как вести себя с огнем вы усвоили, но в жизни нас подстерегают и другие опасности. В нашем лицее есть много небезопасных мест и одно из них, это пешеходный переход возле лицея, его еще называют наземным переходом. Оказывается, ребята, не все умеют переходить дорогу по пешеходному переходу. Послушайте историю про Петю.
Слайд 16.
Фея:
Вышла как-то из квартиры
Наблюдаю за картиной:
Вышел Петя за ворота
Погулять ему охота.
За воротами дорога,
А на ней машинок много.
Как дорогу перейти,
Когда транспорт на пути?
Не дошёл до светофора,
«Перейду дорогу скоро!»
Решил Петя и пошёл.
Все машины загудели,
Тормозами заскрипели,
Зачихали все от пыли,
Петю чуть не задавили!
Тут подходит постовой,
Говорит он: «Петя, стой!»
Достаёт он книжку правил
И читать его заставил.
Изучайте эту книжку
И девчонки и мальчишки!
Научитесь понемногу
Как переходить дорогу.
Светофор тут не стоит,
Что нам правило гласит?
Ты налево посмотри,
До середины ты дойди.
А потом смотри направо
И смелее в путь иди!
Учитель: Обращайте внимание на знаки у дороги (показываю знак «пешеходный переход», «дети» и «светофор»).
Знак “Пешеходный переход” :
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Знак “Дети” :
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда – то
Светофор
Слушай правила, запоминай
И всегда их соблюдай.
Загорелся КРАСНЫЙ свет,
Стой, малыш, проезда нет.
ЖЕЛТЫЙ свет смотри горит
Приготовься говорит.
А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ
Проезжай мой друг ученый.
Помни правила движения
Как таблицу сложения!
Фея: Вы все внимательно слушали стихотворение и запомнили дорожные знаки и правила перехода при помощи светофора. Думаю, что вы сможете правильно перейти дорогу по пешеходному переходу? Вот сейчас и проверим.
Игра «Перекресток» (учитель держит светофор, а воспитатель свистит в свисток).
Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
Фея: Умницы, вы отлично справились с заданием!
Учитель: Ребята, по дороге в лицей вас могут подстерегать различные опасности. Чтобы верно с ними справиться, нужно уметь находить безопасный путь. Посмотрите, что об этом расскажет один мой знакомый мальчик Сеня.
Просмотр обучающего мультфильма про безопасный подход к школе.
Учитель и воспитатель предлагают ребятам рассмотреть схему безопасного подхода к лицею.
Учитель: Мои дорогие ученики, c огнем обращаться мы умеем, переходить дорогу тоже. В нашем лицее есть свои правила поведения. Их нужно знать, чтобы сохранить свою жизнь, ведь здесь тоже подстерегают опасности. А, вот, какие опасности могут вас подстеречь, об этом нам поведает Гном-Угомон. Слайд 17.
Презентация «Правила поведения в школе»
Слайды 18 – 28.
Фея: Отлично, ребята! Чувствую, Угомон часто у нас гостить будет в классе и тогда наша жизнь будет в безопасности!
Учитель: Правила необходимо соблюдать, чтобы избежать опасности. Вы согласны со мной? Ребята, вам понравилась наша фея-спасатель? (да) Хотите. Чтоб она осталась вместе с нами и оберегала нас? (Да)
Самооценка.
Слайд 29.
Учитель: - Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.
- Довольны ли вы собой?
Учитель: - Молодцы! Я тоже довольна вашей работой. Спасибо всем!