Мария Шмаль
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тип урока : Обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи:
Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты:
Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Правописание безударных падежных окончаний имён существительных“» размещена в разделах
- Выпускной в 4 классе. Сценарии прощания с начальной школой
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Падежи
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Научатся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; определять падеж и склонение имён существительных; выделять падежные окончания;
Метапредметные:
Личностные УУД
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда – догадайтесь сами.
Отгадайте загадку.
В этом доме 100 рябин, 100 берёз и 100 осин.
Итак, отправляемся в путешествие не по страницам учебника, а в зимний лес.
Прежде чем войти в лес по лесной тропинке, необходимо подготовиться к путешествию.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Психологическая подготовка
(формулирование темы урока).
- Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.)
- Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (слайд 2)
- Что вам напомнили эти следы? (Окончания существительных (слайд 3)
- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени сущ.)
- Какая основная задача, которая стоит перед вами?
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании безударных падежных окончаний существительных единственного числа.
-Вот мы очутились на лесной поляне, где нас встречает красавица-ель. (слайд 4)
Делаем остановку. Я предлагаю украсить ёлочку снежинками, но для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Один отвечает, остальные внимательно слушают.
И если ошибка – сигналите красными огоньками (сигнальные карточки)
Повторение об имени существительном. (слайд 5)
1. Дайте определение имени существительному.
2. Как изменяются имена существительные?
3. Что такое склонение?
4. Сколько склонений у существительных?
5. Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?
К 3 склонению?
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка!
(слайд 6)
- А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада над Саксонией 4 декабря 1892 г. Их диаметр достигал 12 см (слайд 7)
Словарно – орфографическая работа
- Путешествуем дальше. А вот и первый лесной житель. Отгадайте – он бывает белый и бурый. (Медведь (слайд 8)
Он вас просит выполнить несколько заданий.
Первое задание. Просклонять существительные разных склонений, называя окончания (Вьюга, буран, метель)
Второе задание. Запишите под диктовку слова в три столбика, распределяя по склонениям. (Лошадка, календарь, берег, огурец, молодость, вьюга, пальто, метель, снежинка, осень, мебель)
(самопроверка по ключу)
(слайд 9)
- Послушайте, кто-то к нам спешит.
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса.) (слайд 10)
- Лисичка приготовила для вас задания и просит вас их выполнить.
Первое задание называется «Найди ошибку» (слайд 11)
Как прекрасен зимний лес! Диревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки. Он спрятался около еле. (проверка у доски цепочкой)
Физкультминутка (12, 13, 14, 15)
Момент пришёл для игр и шутки, точнее, для физкультминутки.
Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте,
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три, четыре, пять, шесть)
Вперёд из - за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Упражнение в определении окончаний существительных (слайд 16)
Работа в группах (Вставьте пропущенные безударные падежные окончания)
Прочитайте задание. Что надо сделать? (Вставить безударные падежные окончания)
Для этого давайте вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных.
1. Определи падеж.
2. Определи склонение.
3. Вспомни окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.
Написал в тетрад. ,
играл на площадк.,
найти на дорог.,
сверкали в неб.,
подбежал к пристан.,
видны на скатерт. .
Проверка.
Третье задание.
Прочитайте предложение. Помогите лисе, потому что она сомневается в выборе букв. (слайд 17)
(В)воздухе медленно кружылись снижынки.
и и е ы
- Какой части речи не хватает в этом предложении. (Прил.) Я предлагаю написать:
В воздухе медленно кружились снежные снежинки. (речевая ошибка)
- (В предложении есть речевая ошибка – снежные снежинки.)
- Правильно, ребята. Подберите прилагательные к слову «снежинки». (Пушистые, резные, холодные,)
- Запишите предложение.
Выполните синтаксический разбор данного предложения.
(Дети выполняют задание + индивидуальная работа - у доски работают два человека: морфологический разбор слова «в воздухе» - сильный ученик, разбор по составу «снежинки» - слабый.)
Проверка: синтаксический разбор – (слайд 13);
разбор по составу – сигнальные карточки;
морфологический разбор – в воздухе
- Отправляемся дальше. Посмотрите, кто это там в сугробе. Давайте с ним познакомимся:
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий.
Зверек этот пугливый. (Заяц.) (слайд 18)
Зайчик предлагает поиграть в игру «Бегущие минутки». (слайд 19)
За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов.
Итак, начинаем!
1. Изменяемая часть слова….(окончание)
2. Часть речи, обозначающая предмет…. (существительное)
3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся… (к 1 склонению)
4. Имена существительные бывают….(одуш. и неодуш.)
5. Главные члены предложения….(подлежащее и сказуемое)
6. Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
7. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
8. К 3 склонению относятся имена существительные….(женского рода с нулевым окончанием)
Упражнение в определении падежей существительных
Следующее задание. Из данных слов составьте предложения. Запишите. падежи существительных. (Слайд 20)
Проверь. (Слайд 21)
Определите падежи существительных. (Взаимопроверка)
Молодцы!
И снова в путь. Ой, кто это воет? (Слайд 22)
Думаю, если мы выполним задания правильно, то волк нас не тронет.
Самостоятельная работа (Поставь существительное в данный падеж)
(слайд 23)
Ветка (Р. п, ладонь (П. П, стакан (Т. п.)
Проверка коллективная.
Следующее задание. (слайд 24) Выборочная работа.
1 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием - е.
2 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием - и.
(Написал в тетрад., играл на площадк., подбежал к пристан., найти на дорог., пошёл по троп.)
- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибки. Молодцы!
Подведение итогов урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.
- А как нужно себя вести в лесу?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Что мы должны запомнить?
- Послушайте, что вы слышите? (Ручей.) (слайд 25)
- Откуда он здесь? (Родник.)
Рефлексия под звук ручья
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите ёлочку красного цвета.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, поднимите ёлочку зелёного цвета.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, поднимите ёлочку синего цвета.
- Покажите свои ёлочки. Молодцы!
- В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарки. (слайд 26)
(Учитель раздаёт детям шишки, украшенные блёсками)
- Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.
- Урок закончен.