Марина Ширяева
Конспект урока для учащихся начальной школы, посвященного Всемирному Дню толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Урок толерантности
Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность» и сформировать представление о толерантной личности.
Задачи:
поднятие общего эмоционального тонуса;
активизация навыков сотрудничества, доброжелательности;
расширение представлений о понятии "толерантность" и роли психологических знаний в жизни человека;
содействие развитию чувства единения, эмпатии.
Темочки:
- День толерантности, 16 ноября
- Начальная школа. 1-4 классы
- Толерантность. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Участники: обучающиеся начальной школы
Ход занятия
Приветствие
Ребята сегодня мы отмечаем праздник – Международный день толерантности или терпимости. Знаете ли вы, что понимают под словом «толерантность»?
В переводе с латинского толерантность означает терпение. Существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.
Толерантность - это:
• сотрудничество, дух партнерства;
• отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
• терпимость к чужим мнениям;
• признание своего равенства с другими. [/i]
Упражнение «Приветствие»
Ребята, вы, конечно, знаете о том, что в каждой стране существуют разные языки, но креме этого существуют разные формы приветствия. Так, например, в нашей стране так принято, что мужчины при встрече пожимают друг другу руку.
Сейчас я предлагаю вам побыть в роли разных представителей национальностей и соблюдая их обычаи поприветствовать друг друга.
Например, Вы представитель африканского племени Масаи. Поприветствуйте друг друга прыжками. Чем выше Вы прыгните, тем большее уважение окажете.
Вы – японец. Поприветствуйте друга поклоном.
Вы – самоанец. Самоанцы при встрече обнюхивают друг друга.
Вы - житель Тибета. Там при встрече показывают друг другу язык.
Вы представитель Индии. Соедините ладони на уровне груди и поприветствуйте друга.
Вы араб. Прижмите правую руку к сердцу в знак уважения.
Филиппинцы при встрече берут правую руку знакомого и дотрагиваются до нее лбом.
Вы китаец. Китайцы при встрече кивают друг другу головой.
Вы представитель африканского племени зулус. зулусы). Поприветствуйте друг другу фразой: «я тебя вижу».
Вы француз. Французы обожают отправлять от одного до пяти воздушных поцелуев при встрече.
Вы эскимос. Эскимосы при встрече слегка ударяют знакомого по голове и плечам.
Вы житель Конго. Там протягивают навстречу друзьям руки и дуют на них.
Таджик жмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.
Вы - абориген Новой Зеландии. Похлопайте ладонями по бедрам и со всей силы потопайте ногами.
Дети слушая инструкцию психолога приветствуют друг друга.
Рассказ о необычных традициях (презентация)
Ребята, важным качеством толерантного человека является не только уважение к нему самому, но и уважение его национальных традиций и обычаев. Вы убедились в том, что каждый народ по своему примечателен. Может с какими-то обычаями и традициями разных народов мира вы уже знакомы. Сейчас хотелось бы немного рассказать вам о самых необычных из них.
Так, в Корее, чтобы показать, что всё очень вкусно, нужно как можно громче чавкать.
В Таиланде на праздник Сонг Кран принято обливать прохожих водой, это считается пожеланием удачи.
В Дании флаг, вывешенный в окне, говорит о том, что в этом доме кто-то празднует день рождения.
На Востоке традиционно гостей угощают чаем. Пиалу наливают не полную, а понемногу. Гостю, который засидится, нальют полную пиалу, что будет означать "Пей и уходи".
Если в Греции Вас пригласили в гости, не нахваливайте убранство дома, ведь по старой традиции все, что понравилось гостю, гостеприимный хозяин должен ему подарить.
Все страны празднуют Новый год, причём у большинства из них традиции схожи. А в Италии существует необычная традиция: итальянцы под бой курантов избавляются от старого, выбрасывая всё из окон.
Упражнение «Топаем-хлопаем»
Психолог просит детей внимательно слушать то, что он будет говорить. Ребята хлопают, если психолог называет толерантные поступки и топают, если плохие.
Ребята, сейчас предлагаю вам немного поиграть, а заодно и проверить запомнили ли вы качества толерантного человека. Я буду называть поступок, а вы должны оценить его. Если поступок добрый, толерантный, то вы должны хлопать, если нет – топать.
- Уважать мнение других
- Понимать чувства других
- Смеяться над недостатками другого человека
- Быть доброжелательным
- Смеяться над традициями и обычаями других национальностей
- Беребивать собеседника
- Осуждать других
- Сопереживать и сочувствовать другому
- Признавать свои ошибки
- Помогать другому в трудную минуту
Упражнение «Мы похожи-мы разные»
Ребята все мы с вами чем-то похожи и чем-то различны. Нет на свете двух одинаковых людей. Сейчас я буду называть какие- то качества, а вы будете вставать в случае, если мое утверждение про вас и сидеть, если нет. Давайте попробуем.
Встаньте те, у кого карие глаза, те у кого длинные волосы, те, кто любит помогать другим, те, кто умеет плавать, те, кто любят уроки математики и т. д.
Просмотр мультфильма «Ёжик должен быть колючим?»
Вопросы для обсуждения:
- Виноват ли ёжик в том, что родился без колючек?
- Какого было ёжику, когда ворона над ним смеялась?
- Согласились ли бы вы дружить с ёжиком?
- Если бы вы были его другом как бы вы поступили?
- Стал бы ёжик лучше, добрее, если бы у него вместо кудряшек были колючки?
Упражнение «Правила толерантности»
Ребята, сейчас вам нужно будет разгадать ребусы, в которых засекречены правила толерантности.
Упражнение «Закончи фраpу»
Детям предлагается закончить следующие фразы:
Жу-жу-жу я с задирой…
Зя-зя-зя обижать людей…
Ас-ас-ас дружба крепкая …
Гу-гу-гу дружбу нашу…
Завершающее упражнение
Ребята, давайте попробуем зажечь наши сердца для того, чтобы мы смогли и дальше быть добрыми, понимающими, терпимыми. Для этого вам понадобятся вот такие бумажные сердца.
Детям раздаются шаблоны сердечек, их задача раскрасить их ярким цветом.