Засорина Галина
Урок технологии. Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла «Мартинички»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок технологии
Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла. Мартинички.
Тип урока : Комплексное применение знаний и умений
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.
Цель: Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.
Задачи урока :
Публикация «Урок технологии, Работа с текстильными материалами, Обереговая кукла „Мартинички“» размещена в разделах
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Образовательная: Создать условия для:
• обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
• стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
• выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;
• изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.
2. Развивающая: Создать условия для:
• развития познавательного интереса к предмету, самостоятельности;
• развитие речи учащихся.
3. Воспитательная: Создать условия для:
• воспитания учебной активности учащихся, культуры труда на уроке,
аккуратности, усидчивости;
• воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
• физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
• соблюдения техники безопасности;
• правильную посадку.
Планируемые результаты: УУД: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
• Познавательные: выдвигают гипотезу и обосновывают её
• Регулятивные: контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
• Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимодействовать с партнёром по коммуникации.
• Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
ПРЕДМЕТНЫЕ:
• Иметь представление об обереговых куклах, народных традициях.
• Уметь: знать назначение обереговых кукол; работать с текстилным материалом : плести парных кукол.
Формы работы учащихся : фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.
Методы работы : объяснительно-иллюстративный; словесный; метод самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер, проектор,
Материал : пряжа белого и красного цвета, вата
Инструменты и приспособления: ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы (150х100мм)
Сценарий урока.
І. Мотивация учебной деятельности.
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь – это просто.
Лучик солнца – это вам
Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу.
С хорошим настроением начинаем урок.
- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
1. У наших предков – славян 1 марта – праздник прихода весны. Они звали, закликивали весну.
Приходи к нам, Весна, со радость!
С великой к нам со милостью!
Дай, Весна, добры годы,
Годы добрые, хлебородные.
Неизменным атрибутом обряда закликания весны являлись народные куклы.
Кукол вязали парами:из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Это были обереговые куклы
2. Словарная работа
.- Кто знает, что означает слово «оберег»?
- Где можно узнать точное значение слова? (Читают значение слова в толковом словаре).
Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь (обереги от порчи, от дурного глаза) (Толковый словарь Ожегова)
3. Сообщение о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и кукол, изготовленных своими руками.
- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.
ІІІ. Определение темы урока и постановка учебных задач.
- Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?
- Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить одну из обрядовых куколМартиничек.
- Почему они так называются?
Название Мартинички указывает на то, что эти куклы изготавливали в марте, празднуя приход весны.
ІV. Открытие новых знаний.
1. Анализ изделия и планирование работы.
- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? Какие инструменты и приспособления нам потребуются?
Материал :пряжа белого и красного цвета, вата
Инструменты и приспособления:ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы(15х10 см)
- Работать будете по плану.
Ознакомьтесь с алгоритмами работы.
Анализ образца: косичка, голова, руки, туловище, юбочка/ноги
Последовательность изготовления:
Изготовление косички
Сплести косичку из пряжи (30 см.). Концы косичек завязать и распустить.
Изготовление туловища
На картонный прямоугольник (15х10 см) намотать 25 витков пряжи.
Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.
Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Изготовление головы
Из пряжи или ваты скатать клубочек (20-30 мм). Клубочек подложить под узелок косички и мотка. Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.
Изготовление рук
На картонный прямоугольник намотать 15 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки.
Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 2 см. от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей.
Разрезать пряжу по краям мотка.
Изготовление тела
Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.
Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Из пряжи белого цвета сделать вторую куклу.
«Мартинички» готовы.
Какие возникли вопросы?
2. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Не забывай правила безопасной работы.
• Будь внимателен, не отвлекайся во время работы.
• Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
• Подавай ножницы кольцами вперед. Храни ножницы в специальном футляре.
• После работы приведите рабочее место в порядок, вымой руки.
V. Включение новых знаний в систему знаний.
Самостоятельная работа.
1. Я уверена, что мы выбрали работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.
2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.
Вы крутили завитки –
В этом руки помогли.
А глаза за всем следили,
Взглядом круг они ловили.
А теперь ты посмотри
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти.
Закрой глаза, теперь открой.
Поработай ты со мной.
3. Создание коллективного панно.
-Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана (на листе изображена лесная поляна)
- Что у нас получилось? (хоровод).
4. В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод кукол - Мартиничек.
VI. Итог урока
-С каким материалом мы работали на уроке?
- Какую работу выполняли на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?
Сейчас каждый может полюбоваться своим мастерством.
-Вы довольны результатом своей работы?
/Само и взаимооценка/
Уборка рабочего места.
VІI. Рефлексия.
- По преданиям Мартинички могут исполнять заветные желания. Прошепчите свои желания куклам, а затем зацепите Мартиничек на дереве в своём саду, где они будут раскачиваться весенним ветром.
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.