Ольга Панченко
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по теме : «Причастие. Обобщение изученного материала на основе многоаспектного анализа текста»
Цели урока :
1)продолжить формирование у учащихся навыков работы с текстом, повторить основные речеведческие понятия;
2)обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии и причастном обороте;
3)формировать речевые навыки и умения учащихся, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Публикация «Урок русского языка в 7 классе по теме „Причастие, Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста“» размещена в разделах
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: таблицы «Причастие», «Орфограммы темы «Причастие», тексты Г. Н. Троепольского для анализа, портрет Г. Н. Троепольского, музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь», картины с изображением осени.
Ход урока:
1. Урок начинается с игры «Отгадай словечко»
- От глагола ходить возьмите корень, от прилагательного удивительный – приставку, прибавьте суффикс действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола 2 спряжения, окончание прилагательного ж. р, ед. ч, И. п.
- Какое слово получилось? (уходящая)
- Ребята, почему именно это слово я взяла для игры? (Это причастие, мы изучаем тему «Причастие»)
- Объявление темы и целей урока.
- Подберите к причастию уходящая определяемое слово.
- А теперь зависимое.
- За окном – осень. Какие приметы уходящей осени вам бросаются в глаза?
- Вы верно назвали приметы осени. Согласитесь, какое огромное удовольствие просто любоваться природой, её разнообразными чудесными картинами. А какое большое искусство – уметь передать другим своё восхищение.
Вы сейчас рассказали, какой видите осень. А вот какой видит её писатель Г. Н. Троепольский, известный вам по повести «Белый Бим Чёрное ухо». Это наш земляк (родился в селе Новостасовка Тамбовской губернии). Послушайте, как из самых привычных нам, казалось бы, простых слов слагается гимн природе.
2. Выразительное чтение текста учителем.
Бывает поздней осенью, даже и после зазимка, вернется лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет, словно ласковая собака, которую гладит женщина. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми плодами шиповника и янтарем барбариса, терпким и острым, как перец, копытнем, белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой,но все еще пахучим, напоминающим о прошлых погодах. И потечет по лесу улыбчивый добрый дух от сосны к березе, от березы к дубу, а тот ответит могучими запахами силы, крепости лесной и вечности. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в теплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени. Она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, все обволакивающих иголок инея: все ушло, все в прошлом. И будто осень, засыпая, видит сон о лете, а нам показывает свои божественные видения во всем величии одухотворенной красоты и в животворящих ароматах земли.
3. Работа с текстом.
1)- О чём этот текст?
- Как его можно озаглавить?
- Что отражает заглавие: тему или основную мысль?
- Определите тип текста. Докажите.
- Определите стиль текста. Докажите.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для создания картины осени? Какова роль причастий в создании образности?
- Каким способом связаны предложения в тексте? Какие средства связи выступают в роли сцепляющих слов?
2) - Объясните, почему в тексте так много причастий и прилагательных. Выпишите причастия с определяемыми словами, укажите залог, время.
3) - Найдите в тексте слова с орфограммами, изученными по теме «Причастие». Сгруппируйте по видам орфограмм. Объясните их.
- Какой орфограммы, изученной в разделе «Причастие», вы здесь не встретили? Приведите примеры.
- Ребята, в этом тексте много причастий. Некоторые из них имеют зависимые слова. Что образуют причастия с зависимыми словами? Выпишите предложения с причастными оборотами, объясните знаки препинания. Составьте схемы.
- Повторить теорию нам поможет мофологический разбор причастия уходящую (1 предложение)
Дополнительные вопросы:
-Как вы понимаете слова В. И. Даля: «Причастие-часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного»?
- Какие признаки глагола у причастия?
- Какие- прилагательного?
- Какие существуют точки зрения на категориальную сущность причастия?
6) Работа со схемами:
- Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:
Приставка, корень, 2 суффикса, окончание, постфикс;
Корень, соединительная гласная О, корень, суффикс, окончание
4. Роль причастий в тексте.
5. Вывод
Сегодня на уроке мы работали над текстом Г. Н. Троепольского об одном из времён года – осени. Это по-своему чудесное время года. Недаром многие поэты и писатели, художники и композиторы посвящали этому времени года свои произведения. Послушайте сейчас произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь» и подумайте, чему мы научились, анализируя текст, чему он учит, что хотят нам сказать Г. Н. Троепольский и П. И. Чайковский.
6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Приметы осени» с использованием причастий.