Полухина Ольга Юрьевна
Урок русского языка в 1 классе «Алфавит»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Быстрянская средняя общеобразовательная школа
Урок по русскому языку
по теме:
или Азбука»
1 класс
Учитель: Полухина Ольга Юрьевна
Тема урока : «Русский алфавит, или Азбука»
Дата: 06.04.2022 г.
Название раздела: Звуки и буквы.
Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Алфавит“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Цель урока : создать условия для ознакомления детей с алфавитом (азбукой, его ролью в жизни людей, упражнять в запоминании названий и порядка букв в алфавите.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомство с понятиями «алфавит» и «азбука», с порядком следования и названиями букв русского алфавита;
- усвоение знаний о необходимости и роли алфавита в жизни людей.
Метапредметные:
- освоение УУД;
- овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями.
Личностные:
- формирование нравственно-этических качеств личности;
- воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
- умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Регулятивные УУД:
- целеполагание,
- умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами).
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
- выполнять практические упражнения;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
- определение цели своего обучения;
- анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:
чтение текста, выполнение задания.
Оборудование:
- плакат с алфавитом,
- демонстрационные карточки со словами для составления вопросительных предложений,
- индивидуальные карточки с текстом стихотворения,
- фотографии на листах А4 с изображениями памятника создателям азбуки Кириллу и Мефодию, регистратуры поликлиники, библиотеки, учителя с классным журналом,
- магнитные смайлики,
- ноутбук для прослушивания аудиозаписей.
Ход урока.
1. Организационный
момент - Ребята, станьте, пожалуйста, ровно,
руки опустите, глазки поднимите.
Давайте начнём наш урок с любимого
стихотворения.
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
- И к гостям мы повернулись,
И гостям мы улыбнулись.
Поздоровайтесь, пожалуйста.
- Я очень верю и надеюсь, что у нас обязательно всё получится на уроке.
Садитесь, пожалуйста.
- Откройте тетради, положите их правильно (правый уголок выше левого,
проверьте свою посадку (расстояние между грудью и партой – с кулачок, от глаз до тетради – длина локотка, локти лежат на столе, спина прямая, стопы ног – на полу. Запишите сегодняшнюю дату:
6 апреля.
2.
Актуализация знаний:
минута чистописания.
- Посмотрите на доску, на строку ниже даты, и сообщите, с чего мы начнём наш урок.
- Прочитайте соединения букв, которые вы видите.
Ал ав фа лф ит ви
Назовите все записи с верхними соединениями, теперь все записи с нижними соединениями.
Запишите все соединения по образцу на доске в чередовании до конца строки.
3. Самоопределение деятельности.
- А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, досказав словечко.
Буквы, птички-невелички,
Разместились на страничке.
Это дружная семья:
Все рядком – от «А» до «Я»,
За буквой буковка стоит,
И всё зовётся (алфавит)
- Молодцы. Запишите это слово с новой строки с заглавной буквы, пользуясь соединениями из минутки чистописания.
- А вот ещё одна загадка:
Первые буквы по ней вы узнали,
Первые слоги, слова прочитали.
Первая ваша учебная книжка –
Это…
Ответьте, девчонки, мальчишки! (Азбука)
- Отлично. Поставьте после слова «Алфавит» тире и рядом со строчной буквы запишите слово «азбука».
- Молодцы. Я думаю, что вы уже догадались, по какой теме мы начинаем работать сегодня и можете её назвать.
А теперь уточним. Как называется наш урок? Значит, какой алфавит мы будем изучать?
- Откройте ваши учебники на стр. с цифрами 5 и 2, стр. 52. Прочитайте в самом верху в розовой рамочке тему урока.
Если считаете, что тема была вами определена верно, то похлопайте в ладоши.
Оставьте на этой странице закладку и закройте книги.
4. Постановка проблемы.
- Ребята, прочитайте слова на карточках и из них составьте вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.
- такое, алфавит, Что (Что такое алфавит)
- «алфавит», и, произошли, Как, слова, «азбука» (Как произошли слова «алфавит» и «азбука»)
- как, алфавит, Где, используют, и (Где и как используют алфавит)
Молодцы. Итак, сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
А перед этим немножко отдохнём.
5. Физминутка. Аудиозапись «Физминутка первоклассника»
Выполняют упражнения согласно тексту песни. 2 мин
6. Работа по основной теме урока.
1) Я надеюсь, что вы не забыли тему нашего урока, пока отдыхали. Назовите её, пожалуйста.
- А теперь вспомним первый вопрос, на который мы должны ответить: «Что такое алфавит?» Кто попытается дать ответ?
- Сверим ваши ответы с правилом в учебнике. Откройте книги на стр. 52, найдите внизу правило и прочитайте его.
Выше правила написан сам алфавит. В оранжевых рамках буквы, в белых – их правильные названия.
Давайте вместе, хором прочитаем весь алфавит.
Учитель задаёт вопросы, написанные на стр. 53 в упр. 2, уточнение количества гласных, согласных букв и букв, не записывающих звуков.
- Предлагаю вам послушать песенку об алфавите. Будьте внимательны.
Звучит аудиозапись «33 родных сестрицы»
- Пять сестрёнок опоздали,
Заигрались в прятки.
Я хочу, чтоб вы назвали
Тех сестёр, ребятки!
(Называют и записывают в тетрадь буквы ё, й, ъ, ы, ь)
- Итак, в песенке на стихи Б. Заходера, 5 букв опоздали стать в алфавит, а в стихотворении, текст которого вы сейчас получите, все буквы стоят на своих местах. Давайте мы вместе прочитаем это стихотворение.
АБВГДЕЁ – знайте место вы своё.
ЖЗИЙКЛМ - вспоминайте, кто за кем.
НОПРСТУ – стойте дружно на посту.
ФХЦЧШЩ – собирайтесь не спеша.
ЪЫЬ – стойте рядышком, вот так!
Торопитесь, ЭЮЯ. Вот и в сборе букв семья!
Молодцы. Хорошо поработали, можно отдохнуть.
7. Физминутка.
Все встаньте.
Я буду вам читать стихи о некоторых буквах русского алфавита, а вы постараетесь эти буквы изобразить.
Буква «Л» всегда легко
Ставит ножки широко.
На ногах стоит «Т» прямо,
Руку влево, руку вправо.
На пояс руки мы поставим
И сразу букву «Ф» представим.
На вертушку «Х» похожа:
Ноги врозь и руки тоже.
Мягкий знак наел живот,
Так с брюшком он и живёт. (Выполняют движения согласно тексту)
Молодцы! Садитесь.
8. Продолжение работы по основной теме урока.
- А сейчас снова закройте учебники.
Переходим ко второму вопросу нашего урока : «Как произошли слова «алфавит» и «азбука»?»
Поднимите руку, кто знает ответ на этот вопрос или хотя бы хочет сделать предположение?
- Как вы думаете, где можно найти ответ
на этот вопрос?
- Откройте ваши учебники на стр. 53. Находим внизу страничку для любознательных. Читаем.
- Что узнали?
- И, наконец, третий вопрос, на который мы должны сегодня ответить, это: «Где и как используют алфавит?»
Кто желает попытаться дать ответ?
Посмотрите внимательно на фотографии и проверьте высказанные предположения.
Итак, где и как используют алфавит?
(Дети рассматривают фотографии, соотносят их с ответами)
9. Первичное закрепление.
- Прочитайте ещё раз вопросы урока.
- Удалось ли нам на них ответить?
- Повторите ответ на каждый вопрос.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Расскажите, что ещё узнали, повторили, запомнили на уроке.
- С помощью магнитных смайликов покажите, насколько вы поняли материал урока.
( Дети прикрепляют на доску магнитные смайлики: зелёный – всё понятно, жёлтый – в основном понятно, но остались некоторые вопросы, красный – увы, мне ничего не ясно)
Подведение итога урока по результатам прикреплённых смайликов.