Зоя Ивановна Поварова
Конспект урока русского языка в 4 классе «Неопределенная форма глагола»
▼ Скачать + Заказать документы
урок русского языка. 4 класс. Начальная школа 21 века.
Тема: Неопределенная форма глагола.
Тип урока : «Открытие нового знания».
Цели урока :
– познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;
– развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
– закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;
– развивать мыслительные операции сравнения, классификации;
– воспитывать самостоятельность у учащихся.
Формирование УУД.
Личностные:
- признавать важность учебы и познавания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко- М. : Вентана-Граф,2020
2. Карточки с заданиями для работы в парах, в группах
3. Карточки с заданием для индивидуальной работы.
4. Презентация.
5. Картинки животных для рефлексии.
Ход урока
1 этап. Организационноый момент.
Солнечный луч заглянул к нам в окно,
В школе от радости стало светло.
И мне захотелось лучом засиять,
Чтобы о радости всем рассказать.
-Как понимаете выражение «светло от радости»?
- Можно ли поделиться радостью с другими? Как? (возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям)
2 этап. Чистописание.
-Продолжите мою любимую фразу: Тетрадь- это… (лицо ученика). Будем стараться писать правильно и красиво, чтобы в тетрадь было приятно посмотреть.
-На минутке чистописания поработаем с правописанием буквы Ф и нижними соединениями.
Ф фил фильм фильмы фильмом
-Прочитайте слова. Это форма слова или однокоренные слова?
-Почему так думаете? (это форма слова, т. к изменяется только окончание, одинаковое значение и одинаковая основа у слов.)
- При помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?
3 этап. Актуализация знаний
Словарная работа. Слайд №1 (устно с карточками гласных)
-Хором читаем слово с ударением и показываем безударную гласную. (В это время 2 ученика делают на доске морфологический разбор слов на тарелке, по широкой (дорожке, один разбирает предложение по члена).
П. длежащее, ск. зуемое, опр. деление, д. полнение, гл. гол, обст. ятельство.
-Какое слово лишнее? Почему? (глагол, т. к это часть речи, а все остальные слова члены предложения)
-Вспомним разбор предложений по членам, проверим работу на доске.
-Какие еще части речи знаете? (Проверяем морфологический разбор существительного и прилагательного на доске)
-Давайте вспомним все, что вы уже изучили по теме «Глагол».
У учащихся карточки. (Работают в группах)
1. Глагол – это ___, которая называет ___ или ___ и отвечает на вопросы ___?___?
2. На вопрос что делать? что делал? Что делает? Что будет делать? отвечают глаголы ___ вида.
На вопросы что сделать? что сделал? Что сделает? отвечают глаголы ___ вида.
3. Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется ___, кроме слов, которые без НЕ
не употребляются. Например,.
-Группа, которая первая справилась с заданием, читают свою карточку у доски. Остальные оцениваю, исправляют, уточняют, если необходимо.
4 этап. Целеполагание
-Прочитайте пословицы. Слайд 2.
-На какую общую тему они подобраны? (Читательская грамотность! Воспитательный момент)
-Вы должны найти все глаголы, определить у них время и число, записать глаголы в таблицу. (дети работают в парах, у каждого на парте карточка с предложениями и таблица)
Сделал дело- гуляй смело. Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает. Любишь кататься- люби и саночки возить
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Проверка. Слайд 3.
Дети зачитывают какие глаголы они нашли. Клик мышкой, появляется таблица с глаголами.)
-Вы не смогли определить время у глаголов : кататься, возить? (запишите их в четвертый столбик)
-В чем затруднения? (не определить.) А чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце- ть)
-Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? (ответы детей)
Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд № 4)
-Поставьте цель урока.
5 этап. Физминутка.
-Как живешь? (ВОТ ТАК)
-А идешь? (ВОТ ТАК)
-Как бежишь? (ВОТ ТАК)
-А плывешь? (ВОТ ТАК)
-Ешь обед? (ВОТ ТАК)
-Машешь вслед? (ВОТ ТАК)
-Утром спишь? (ВОТ ТАК)
-А шалишь? (ВОТ ТАК)
6 этап. Изучение нового материала.
-Прочитайте тайны языка на стр. 100 внимательно. Используя таблицу расскажите, что вы узнали о неопределенной форме глагола. Слайд № 5.
7 этап. Закрепление изученного материала.
- Выполним упр. 2 стр. 100 с доской. Записываем глаголы, определяем вид.
-Выполните упр. 3 самостоятельно. (Один на доске) Проверяем.
-Прочитайте внимательно правило на стр. 101.
-Выполним упр. 4 стр. 101 устно, (пальчиками показывают, в каком слове допущена ошибка)
Игра «Угадай глагол».
-А сейчас поиграем. У меня на карточке записан глагол, ученик показывает жестами действие, а дети отгадывают, записывают, выделяют суффикс и основу.
(Плакать, прыгать, бегать, стричь, нести, писать, смотреть.)
-Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.
Пускать пыль в глаза (врать)
Зарубить на носу (запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (грустить)
Дать слово (обещать)
Мозолить глаза (мешать).
8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового узнали на уроке? (На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Какие имеют суффиксы? Входят ли они в основу)
– Оцените свою работу. Прикрепите магнитик на картинку «Белочка» (трудяга, «Лиса», (может схитрить, посидеть без дела) или «Ленивец», с кем вы себя можете сравнить на уроке.