Лучший педагог года

Урок-проект по русскому языку «Употребление фразеологизмов в русском языке»

Альфира Гилязова
Урок-проект по русскому языку «Употребление фразеологизмов в русском языке»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : «Использование фразеологизмов в русском языке»

(урок-проект)

Цели

Систематизировать знания по теме «Фразеологизмы в русском языке»; закрепить навыки правописания и употребления фразеологизмов.

Задачи:

Публикация «Урок-проект по русскому языку „Употребление фразеологизмов в русском языке“» размещена в разделах

Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной речи и письменной; формировать информационные умения учащихся; обогащать словарный запас школьников; развивать творческие способности и образное мышление школьников;

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска презентация, тесты, фразеологический словарь, толковый словарь.

Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для усвоения материала: учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать изученный материал, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока :

Урок обобщения и закрепления изученного материала.

Ведущий метод: проблемный.

Ход урока

I.Организационный момент

Организация внимания. Доброжелательный настрой.

II.Постановка целей и задач урока.

III. Проверка пройденного материала.

1. Проверить знания учащихся по изученной ранее теме. Объяснение выполнения задания.

Задание: Текст «Белочка» Найти ошибку в каждом предложении текста

Самопроверка: (на экран выводится правильный вариант текста)

2. Индивидуальное задание (2 человека) : словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знаний учащихся).

IV. Целеполагание. Настроить на изучение, восприятие материала. Организация работы по целеполаганию.

Вспомним определение фразеологизмов и их отличия от свободных словосочетаний.

Ответы на вопросы.

V. Повторение и обобщение материала.

Проверить умения учащихся понимать и обобщать материал.

1. Слово учителя. Роль фразеологизмов в русском языке (с использованием презентации)

2 .Беседа аналитического характера.

Фразеология как раздел науки о языке.

Фразеологизм и его признаки

• Происхождение фразеологизмов в русском языке

• Источники русских фразеологизмов

3. Выступления учащихся, подготовивших индивидуальное задание: подобрать иллюстрации по данной теме, используя ресурсы Интернет.

Игра: учащиеся демонстрируют рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ребята должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «встать на дыбы» - противиться, «ноль без палочки» – никчёмный, «проще пареной репы» - лёгкий, простой, «пускать пыль в глаза» - обманывать и др.).

Физминутка. Отдых учащихся. Организовать отдых учащихся. Отвлечение от учебной деятельности, расслабление мышц.

VI. Практическая работа. Обогащать словарный запас учащихся.

Работа творческих групп.

Предварительное задание для 1 группы: изучить историю возникновения фразеологизмов в русском языке. Выступление 1 группы.

Предварительное задание для 2 группы: изучить материал об употреблении фразеологических оборотов в других языках. Выступление 2 группы

Предварительное задание для 1 группы: создать презентацию программе Power Point о фразеологизмах. Демонстрация презентации 3 группы.

Подведение итогов учителем.

VII. Закрепление материала (с использованием ЦОР)

Повторение и закрепление усвоенного материала.

Тест по теме

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Ум нужен во всяком деле.

Б) Давай вместе возьмёмся за ручку чемодана, чтобы легче было нести.

В) Державин особенно ценил «ум и сердце человека».

Г) Моему брату посоветовали взяться за ум.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Чтобы войти в библиотеку, нужно подняться на второй этаж.

Б) Положение обязывает учителя быть очень ответственным человеком.

В) Отец моего друга занимает довольно высокое положение.

Г) Я попросила классного руководителя войти в моё положение.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) Пушкин ставит себе в заслугу то, что он «милость к падшим призывал».

Б) Гнев – дурной помощник в делах.

В) Сосед решил сменить гнев на милость.

Г) Доктор посоветовал мне сменить образ жизни.

4. Укажите предложение с фразеологизмом.

А) В средние века черная кошка считалась дьявольским порождением.

Б) Тебе нужно будет пробежать стометровку за положенное время.

В) В последнее время между вами как будто черная кошка пробежала.

Г) Кошка создает уют в доме.

5. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) МОКРАЯ КУРИЦА – безвольный, бесхарактерный человек.

Б) ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА – самые ранние признаки появления чего-либо.

В) МЕДНЫЙ ЛОБ – бессмысленно упрямый, ограниченный человек.

Г) ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ – ненужный человек.

6. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ – похожи друг на друга по своим качествам,

свойствам.

Б) КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ – очень далеко.

В) МАХНУТЬ РУКОЙ – разрешать, давать разрешение.

Г) МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – человек, умеющий всё делать.

7. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) БОЛЬНОЕ МЕСТО –то, что больше всего беспокоит, является причиной

страданий, забот.

Б) ОБЩЕЕ МЕСТО – гостиная.

В) МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ –прочное, высокое положение в обществе.

Г) МОКРОЕ МЕСТО ОСТАНЕТСЯ – будет уничтожен.

8. Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

А) БЕЛЫЕ МУХИ – сны.

Б) ДАМОКЛОВ МЕЧ – постоянно угрожающая кому-нибудь опасность.

В) НА РЫБЬЕМ МЕХУ – не согревающий, не предохраняющий от холода.

Г) МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА – надоедать, досаждать.

9. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «КОТ НАПЛАКАЛ» :

А) грустно; Б) вредно; В) мало; Г) глупо;

10. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «ПОСТАВИТЬ КРЕСТ» :

А) выделить; Б) уважать; В) отказаться; Г) подозревать;

11. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма

«ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК» :

А) огорчиться; Б) замолчать; В) узнать; Г) сделать выводы;

12. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма «В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ» :

А) нормально; Б) аккуратно; В) беспорядочно; Г) упорно;

VIII. Итог урока.

Сообщение итогов урока.

• Что такое фразеологизм?

• Что такое фразеология?

• Какими признаками обладает фразеологизм?

• Чем фразеологизм отличается от словосочетания?

Ответы, выводы и мнения учащихся.

Комплексное оценивание работы учащихся на уроке.

Рефлексия. Организация рефлексии

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Легко ли быть белой вороной?»

Публикации по теме:

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Проект по русскому языку «Пословицы и поговорки» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 города Магнитогорска улица.

Урок по русскому языку в 1 классе школы УМК «Письмо заглавной буквы «К» Технологическая карта урока Предмет:русский язык Класс: 1 «А» УМК: Школа России Тема урока: Письмо заглавной буквы К. Место и роль урока.

Сказка «О русском языке» для детей школьного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами сказкой собственного сочинения. Давным-давно это было. Так давно, что на свете.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных» Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных» УМК: «Школа России» Тип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-проект по русскому языку «Употребление фразеологизмов в русском языке»
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 21:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок-проект по русскому языку «Употребление фразеологизмов в русском языке»» (включая файлы) размещена пользователем Альфира Гилязова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД