Получи документы

Урок по основам православной культуры по теме «Икона»

Черных Ирина
Урок по основам православной культуры по теме «Икона»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Икона

Черных И. Е.

Цели урока :

1. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к иконам, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

2. Воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.

1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, уважение к иконе; воспитывать умение выслушивать

мнения одноклассников, навыки общения при работе в парах, группах, коллективном обсуждении;

Публикация «Урок по основам православной культуры по теме „Икона“» размещена в разделах

2. Предметные: раскрыть сущность понятия «икона»;

- развивать умения и навыки работы с учебником;

- учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;

- развивать этические чувства.

3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению.

-формировать любовь и уважение к культуре своего народа.

Ход урока:

1. Повторение. Проверка домашнего задания.

1) Какие храмы нашего города вы знаете?

2) Что люди делают в храме?

3) Как устроен православный храм?

4) Что такое иконостас?

5) Какие иконы в нём всегда присутствуют?

2. Введение в тему.

Стоит дитя пред образами.

А на душе давно одно:

Молитва о болящей маме.

«Помилуй, Боженька, её,

Прости меня. Я лучше стану.

Пусть снова мамочка поёт,

Я баловаться перестану».

Наутро мама поднялась,

Была здорова, даже пела.

Вот так молитва вознеслась

И чудо сотворить успела.

Молись, дитя, всегда молись!

Крести свой лобик троекратно.

Твоя молитва к Богу – жизнь!

Она и жизнь вернёт обратно.

3. Формулировка темы урока. Определение цели и задач урока

- Кто догадался, какая же тема сегодняшнего урока?

- Что же такое ИКОНА?

4. Работа над новым материалом

Толковый словарь В. Даля: ИКОНА ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников.

Информация из Википедии:

Икона (ср. -греч. от др. -греч. «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова сказано:

«Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан».

- У кого дома есть иконы? Где они стоят?

Самое видное место в доме называли КРАСНЫЙ УГОЛ. Красный угол – это угол справа от двери. В нём и находятся иконы. Иконы украшали вышитыми полотенцами. На полке стояла лампада (или свеча) – символ света и живого огня, освещающего лики святой иконы. Иконы также устанавливали у перекрёстков дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город.

- Как же появилась первая икона? (Рассказ подготовленного ученика)

В древние времена тяжело заболел правитель одного из городов князь Авгар. Но ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но выполнить портрет не смог по «причине сияющего блеска лица Его».

На помощь пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Образ. Когда Авгар увидел этот Образ – первую, самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил полное исцеление. Икона так и называется «Спас нерукотворный».

- Как же писались древние иконы? (ответ подготовленного ученика)

Их писали на деревянных досках. Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну. Доску сушили и выравнивали. Мастер-иконописец наклеивал холстину (ткань) ПАВОЛОКУ на доску, эскиз на иконе –ПРОРИСЬ. Поверх накладывали грунт (ЛЕВКАС) из рыбьего клея и толчёного мела, а потом полировали до блеска. Краски делали из травы, цветов и полудрагоценных камней, растёртых в порошок, который смешивали с квасом и добавляли яичный желток. Инструмент для растирания красок –КУРАНТ. Краска называлась ТЕМПЕРА. А потом плавили янтарь и покрывали икону. Получалась плёнка, которая держится веками. Декоративное покрытие на иконе – ОКЛАД.

Перед началом работы иконописец долго постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху, возносил молитву Богу, спрашивая у него благодати за свои труды.

Иконы писались, сияющей позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми.

Одним из великих русских иконописцев был Андрей Рублёв. Никому не известно точно, когда он родился. Условно считают в 1360 году, умер в 1430.

Самая известная икона А. Рублёва «Троица». Давно это было: жил в монастыре монах Андрей. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать добрую и светлую икону : изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова «любовью должен соединяться человек с Богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло и мастер приступил к работе. Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом. В иконе Рублёва царит согласие и любовь к человеку. Сейчас икона находится в Московском храме Святителя Николая, при Третьяковской галерее.

Зачем нужны иконы?

1. Перед ними молятся

2. Для благословения

3. Через них получают исцеление.

4. Получают указание от господа.

- Христиане молятся не иконе, а тому Свету, который обозначен на иконе. Молятся не иконе, а перед иконой.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых.

Тёплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них.

5. Работа в парах. Сравнение картины и иконы.

- Ребята, посовещайтесь с соседом по парте и определите, где икона, а где картина? (на слайде)

- Отличаются ли они друг от друга?

- Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Давайте прочитаем материал статьи «Икона» нашего учебника и заполним таблицу отличий иконы от картины.

С каким понятием встретились? (нимб)

вопросы картина икона

1. Какова главная задача? Может быть любая Показать мир души святого

2. Как показан свет? Падает на человека, образуя тень Проступает через фигуру святого

3. Каким бывает фон? Фон может быть любого цвета Золотой фон - символ божественного света.

4. Нимб - золотой круг вокруг головы. Нет Есть. Это знак вечности и Божией благодати.

5. Задний план и линия горизонта. Есть Отсутствуют.

6. Лик и глаза «Радостопечалие».

Мудрость и любовь.

Учитель читает стихотворение:

“Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

- О каком образке идет речь в этом стихотворении? (Ответы учащихся).

- Для чего мать еще в младенчестве рассказывала сыну о святом образке? (Ответы учащихся).

- Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал …

- Я могу похвалить себя за …

7. Домашнее задание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по ОПК «Православные таинства. Символический язык православной культуры» Тема урока: «Православные таинства. Символический язык православной культуры». Цель: дать представление о православных таинствах и символическом.

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Конспект занятия «Пасха. Икона» в средней группеКонспект занятия «Пасха. Икона» в средней группе Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Развивать духовно.

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Пасхальный утренник в детском саду для ребят подготовительной группы с преподаванием основ православной культуры ПАСХАЛЬНЫЙ УТРЕННИК 2019г. Воспитатель: Кузнецова Светлана Александровна СОГБОУ «Прогимназия «Полянка» Г. Смоленск Выходят ведущая и 2 ребенка.

«Россия — Родина моя». Конспект урока «Основы православной культуры» 2018г. Цели: 1. формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; 2. развитие мотивации учащихся к познанию.

План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей основам математики» (средняя группа) СПМБДОУ д/с №7 (д/с №12) Галаова Залина Юрьевна Первая квалификационная категория Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам.

НОД по основам православной культурыв подготовительной группе «Виртуальная экскурсия в храм Святителя Николая Чудотворца» Виртуальная экскурсия в храм Святителя Николая Чудотворца. Конспект непосредственно образовательной деятельности по основам православной.

Фотоотчет «Пасха» о знакомстве дошкольников с традициями русской православной культурыФотоотчет «Пасха» о знакомстве дошкольников с традициями русской православной культуры Воспитанники группы «Малахитовая шкатулка» МБДОУ № 9 познакомились с традициями русской православной культуры день Пасхи, радостно играя,.

Автор публикации:
Урок по основам православной культуры по теме «Икона»
Опубликовано: 20 июня 2019 в 22:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок по основам православной культуры по теме «Икона»» (включая файлы) размещена пользователем Черных Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД