Ирина Владимировна Романченко
НОД по основам православной культурыв подготовительной группе «Виртуальная экскурсия в храм Святителя Николая Чудотворца»
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия в храм Святителя Николая Чудотворца.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по основам православной культуры
в подготовительной к школе группе.
Программное содержание:
Публикация «НОД по основам православной культурыв подготовительной группе „Виртуальная экскурсия в храм Святителя Николая Чудотворца“» размещена в разделах
- День памяти Николая Чудотворца, Никола Зимний, 19 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
1. Знакомство детей с православным храмом. Обогащение духовного мира детей через знакомство с храмом Святителя Николая Чудотворца. Закрепление правил поведения в храме.
2. Воспитание умения видеть прекрасное в храмовой архитектуре, формирование духовных и нравственных качеств ребёнка как основы для гармоничного развития личности, воспитание уважения, любви к людям.
3. Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса воспитанников, развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, терпеливое, бережное отношение друг к другу.
Материал и оборудование: слайдовая презентация с видами храма Святителя Николая Чудотворца, его внутреннего убранства; цветные карандаши, бумага, диск с записью церковного песнопения, колокольных звонов.
Ход мероприятия:
Звучит церковное песнопение.
Воспитатель
Сказала мне мама в дом Божий вводя,
«Как дерево может укрыть от дождя,
Так храм защищает пришедший народ
От жизненных бурь и душевных невзгод».
Воспитатель. Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (Ответы детей). Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о православном храме. Но что такое храм? И что значат слова церковь, собор? (Ответы детей). В древнерусских текстах храмы и церкви назывались домом - дом Господень, дом Божий, молитвенный дом. Значительно позже дом Господень начинают именовать храмом (хоромами). Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов. В это же время большие храмы начинают именоваться соборами. (От того, что собирали большое количество прихожан.) Позже всего на Русь приходит слово церковь.
Сегодня мы с вами не просто поговорим о храме. Я хочу пригласить вас на виртуальную экскурсию в храм Святителя Николая Чудотворца. Но прежде чем мы туда отправимся давайте вспомним как нужно вести себя в храме. (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно ребята. В храме надо соблюдать тишину. Недопустимы громкие разговоры. Мобильные телефоны в храме следует выключить. Если все же необходимо поговорить по телефону, то следует выйти из храма. И еще обязательно надо подумать о соответствующем внешнем виде. Главное в одежде - чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой. Лучше быть в платке, допустимы и шляпки, шапочки. Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная одежда у мужчин.
Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи. Храм может иметь любую форму. Наиболее распространена форма храма в виде корабля. С древнейших времен, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.
Звучит колокольный звон.
Воспитатель. К храму Святителя Николая Чудотворца пристроена колокольня. Колокол созывает людей в храм, напоминает о Боге. Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, каждый звонарь должен проявлять творчество. Его задача – суметь в границах, обусловленных каноном, так оттенить звон, чтобы музыкой выразить, передать сегодня – Рождество, завтра – Успение… С помощью разной силы ударов, темпа, ритма он передает покой или скорбь, ликование или тревогу. Скажите мне, что вы чувствуете, о чем думаете когда слышите колокольный звон? (Ответы детей)
Воспитатель. Я смотрю вы немного устали, давайте поиграем.
Игра «Звонарь» Дети идут по кругу держась за руки. На середину выходят два ребенка: один с колокольчиком- «звонарь», другой с завязанными глазами «жмурка». «Звонарь» приговаривая «Дин- дон, дин- дон, отгадай, откуда звон!»- увертывается от «жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать его. Игра повторяется пока все дети не побывают в кругу.
Воспитатель. Подходя к храму мы видим площадку перед храмом, на которой стоят люди, она называется папертью. Буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т. е. преддверие. Сегодня большие паперти напоминают о том времени, когда у храмов сидело множество нищих и калек, просивших подаяние. Над входом в храм находится икона Иисуса Христа, которая говорит о том, что место это свято.
Воспитатель. Затем мы попадаем притвор. Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом. В притворах теперь часто устраиваются свечные или книжные лавки.
Воспитатель. Входя внутрь храма мы попадаем в среднюю часть храма – это место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Всегда посередине храма на высоком четырехугольном столике лежит праздничная икона или образ святого. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.
Воспитатель. Давайте оглядимся. За иконой праздника, возле которой стоят подсвечники, видна небольшая ступенька на площадку – это солея, которая отделяет храмовое пространство от алтаря. Заходить на нее можно только священно- церковнослужителям.
Воспитатель. Пространство храма от алтаря отделяет иконостас. Здесь мы видим традиционный русский иконостас из 5 рядов. Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». Посредине иконостаса дверь-это Царские врата. За ними скрывается алтарь - самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен. Главнейшие предметы в алтаре – Святой Престол. Святым Престолом называется стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. На нем, как на троне, таинственно присутствует сам Господь.
Воспитатель. Посмотрите вверх. В барабане центрального купола изображен Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами. Окружают Его Ангелы.
Воспитатель. На стенах храма иконы, лампады, фрески… Икона – выражение самого высокого богословия. В храме существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего.
Воспитатель. Так что же такое храм, и зачем люди ходят в храм? Это место, посвященное Богу, т. е. это дом Бога. Люди приходят в храм, чтобы обращаться к Богу в молитвах, благодарить и славить Бога, служить Ему красивым пением. А сам храм может рассказать нам своими внешними формами и внутренним убранством о событиях истории, о том, чем жили люди ранее, во что они верили, что любили больше всего на свете.
Ребята, наша виртуальная экскурсия по храму Святителя Николая Чудотворца подошла к концу. Что вы сегодня узнали нового на нашей экскурсии? Понравилось ли вам? (Беседа с детьми)
•
•
•
А сейчас возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте то, что вам понравилось и запомнилось сегодня. А дома родителям покажите свой рисунок и расскажите о них.
Звучит песни «Дорогою добра»
Дети рисуют и по- очереди рассказывают о своих рисунках.
Воспитатель. Ребята на память о сегодняшнем дне я хочу подарить вам мозаику, собрав которую вы увидите изображение храма Святителя Николая Чудотворца и вспомните нашу экскурсию.