Ольга Махлышева
Урок по Орксэ «Добро и Зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по ОРКСЭ
Тема: Добро и зло
Предмет: : ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики)
Модуль: «Основы светской этики»
Учитель: Махлышева Ольга Анатольевна, первая квалификационная категория.
Класс: 4
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Тип учебного занятия: урок – открытия нового знания.
Деятельностная цель: Создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека, как главных моральных понятий.
Публикация «Урок по Орксэ „Добро и Зло“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательная цель: - Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
Задачи:
-расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
-прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
-формировать потребность совершать добрые дела;
-формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;
-воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения: -объяснительно – иллюстративные,
- частично – поисковые,
-исследовательские,
- словесные,
-наглядные,
- практические.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока : Учебник «Основы светской этики» 4 – 5 класс, автор А. Я. Данилюк. Издательство «Просвещение», 2012 г.
Специфическое сопровождение (оборудование) :
- таблицы опорных знаний
- дидактический раздаточный материал
-компьютер; телевизор, презентация PowerPoint.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман, насилие.
Ход УРОКА.
1) Организационный этап. Слайд № 1.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать пакости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу и гостям наш сегодняшний урок.
Слайд № 2.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Звучание песни «Добрым быть….»
-О чём эта песня? Подберите синонимы к этому слову.
-А что такое добро? Как вы понимаете это слово?
Подберите антоним слову «добро» (зло). Дайте определение этому понятию, как вы его понимаете.
-Озвучьте тему урока. («Добро и зло»).
-Определим задачи урока, которые мы перед собой поставим. (запись на доске).
«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен).
3. Актуализация знаний. Работа с понятиями добро и зло.
- Так что же такое добро и зло?
- Всегда ли существовало зло на Земле?
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.
Слайд № 3. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец, в котором находилось зло.
Слайд № 4.
В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”
Слайд № 5.
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
Слайд № 6
Добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху
Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал людям следовать путем добра и справедливости.
Слайд №7
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.
Слайд №8.
Словарная работа. (исследовательская работа в группах).
Перед каждым из вас – карточки. Внимательно разберитесь и впишите нужное понятие-Добро? Или Зло?
Слайд № 9. Сергей Иванович Ожегов (российский языковед, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук) : «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
Сергей Иванович Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.
Индивидуальная работа.
- Вставить нужное понятие (добро или зло).
- Проверить в группах.
Слайд №10.
-Найдите в учебнике на стр. 12-13 определения понятий «Добро», «Зло».
Прочитайте 1 предложение. Что такое мораль? Вспомните.
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Запишите в тетради понравившееся вам определение добра и зла.
Слайд № 11
Между добром и злом идет постоянная борьба.
Добро и Зло – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
Добро – такое теплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лед.
-Послушайте притчу.
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?. ”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок. и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
-Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
-Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
Слайд № 12
4. Работа по теме (Творческая работа в группах.)
Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи «Зло».
Определите качества- «помощники» добра и зла (повесить на доску)
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
-В обществе каких людей вам приятнее находиться? Обладающих добрыми или злыми качествами?
К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Слайд № 13.
Самая маленькая доброта – пассивная. (карточка) Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Слайд № 14.
Бывает доброта активная, (карточка) когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
Слайд № 15.
И наконец, доброта созидательная. (карточка).Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
(вывесить табличку)
5. Первичная проверка понимания
-Давайте попробуем определить на примерах, какая доброта?
Слайд №16, 17,18.
-Мы сами создаём мир вокруг. Мы живём, общаемся, путешествуем.
-Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе, с друзьями? (1,2,3)
Перечислите. Совместно в группах поработав, запишите на листочках. (5 минут).
Слайд №19.
-Можем ли мы эти все добрые дела отнести к правилам Доброты?
Слайд № 20.
Слайд. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Слайд № 21,22,23.
Пословицы. Смысл пословиц.
* Худо тому, кто добра не делает никому. (Про зло).
* Добрые слова и железные ворота открывает.
*Доброе слово и кошке приятно. (Про добро).
* Злоба лишает человека силы. (Про зло).
* За не добрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Слайд №24.
Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»
Обсудите в группе и решите, как вы поступите в данной ситуации?
Подчеркните выбранные ответы.
Ситуация 1.
Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?
-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.
-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.
-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
-Пойду погуляю с братом.
-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.
- Почему вы выбрали именно этот вариант?
Ситуация 2.
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.
-Желающим тянуть жребий.
-Пусть решат сами участники спектакля.
С. р. Капельки (у меня и у детей).1 капля - присоединяю 1 группу, 2 группу, …---ручеёк, река, море добра.
7) Слайд № 25 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Д/з Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (в тетради.)
«На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».
8) Рефлексия. Слайд № 26.(подведение итогов занятия) .
Проверь себя.
1. Решите тест
1)___ - образец поступков людей и отношений между ними.
2)___ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
3)Что считается добрым поступком?
А. Забыть о неприятной просьбе
Б. Дать списать домашнее задание
В. Опоздать на неинтересную встречу
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу
4)Укажите поступки, которые одобряет общество
А. обман
Б. насилие
В. взаимопомощь
Г. унижение
5)Что является последствием злых дел?
А. дружба
Б. радость
В. вражда
Г. мирное сосуществование
6) Знания о добре и зле помогают людям
А. проявлять заботу о близких
Б. жить в мире
В. Дружить
Слайд № 27.«Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд № 28
Люди! Я прошу вас, ради бога, (Миша)
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом (Даша)
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
Слайд №28, Музыка.
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
3) Знакомство с притчей “Бабочка” Слайд 15 Аудио чтение (запись на диске)
– Какой выбор был у человека? (или убить бабочку, или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это плохо, это зло)
– А сохранение ее жизни? (это хорошо, это добро)
– Как вы понимаете смысл этой притчи?
5. Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло».
Слайд 16
Учитель:- Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?
-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше? Сначала она приводит в движение руки и ноги. Люди пускают в ход кулаки. Слайд17
Потом движется в область шеи. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем.
Зло часто оказывается сильнее.
«В гневе человек теряет свой человеческий облик» Слайд 18
- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?
6. Игра «Торопись обрадовать»
Учитель. Ребята, образуйте круг. Сейчас мы поиграем в игру «Торопись обрадовать»
У меня есть волшебный предмет, и вы передаёте его из рук в руки и при этом говорите доброе слово рядом стоящему игроку.
Учитель. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова (Добрыми должны быть и поступки.)
Учитель: - Прочитайте слова В. О. Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» Слайд 19
Как вы их понимаете?
Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? (ответы детей)
7. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»
Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,
Как вы поступите в данной ситуации?
(можно предложить выбрать вариант правильного, доброго поступка в ситуации)
1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?
-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.
-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.
-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
-Пойду погуляю с братом.
-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.
- Почему вы выбрали именно этот вариант?
2. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.
-Желающим тянуть жребий.
-Пусть решат сами участники спектакля.
Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.
-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.
-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?
Физкультминутка «Шаги к успеху»
Учитель: "Является ли добрым человек, который. ?" (Если да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз)
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
8. Работа с пословицами.
Учитель: - Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Ученик: Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
Учитель: - Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица
Проверка выполненной работы. Слайд 20
9. Включение нового знания в систему старых (обобщение и систематизация) Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Слайд 21
1. Помогать людям.
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
10. Обобщение. Итог урока.
Учитель: - Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".
Слайд 22
Ученик: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- И помните: всё в ваших руках!
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
- Почему важно бороться со злом?
- Что человека делает добрым или злым? (Его поведение, мысли, поступки и т. д.)
Учитель: Обобщим наши знания о добре и зле. Составим коллективно синквейн со словами добро и зло.
1) ДОБРО
2) душевное, сердечное
3)исцеляет,помогает, вдохновляет
4) Добро сближает людей.
5) РАДОСТЬ 1) ЗЛО
2) страшное, плохое
3) калечит, обижает, убивает
4) Зло влечёт за собой горе и вражду.
5) ГОРЕ
11. Рефлексия.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
- А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко.
(На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое сердце класса.)
Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») (аудиозапись)
12. Домашнее задание. Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».
Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.
Литература
1. Словарь Ожегова
2. Стихотворения о добре и зле.
3. Притча «Бабочка»
4. Афоризмы, цитаты, пословицы.
5. Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс под редакцией Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва, 2010, ООО «Баласс», 2010.
6. Жизнь дана на добрые дела : методические рекомендации по проведению уроков доброты (под ред. И. В. Скворцовой).
7. Этическое образование: сценарии игр и занятий для дошкольников: методическое пособие.
Дополнительный материал:
1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?
-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.
-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.
-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
-Пойду погуляю с братом.
-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.
- Почему вы выбрали именно этот вариант?
2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по – другому».
- Как ты поступишь?
- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.
- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.
- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.
- Подниму руку, что не пойду.
- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.
-Объясни выбранный вариант.
3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.
-Желающим тянуть жребий.
-Пусть решат сами участники спектакля.
Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.
-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.
-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?
Проверь себя.
1. Решите тест
1)___ - образец поступков людей и отношений между ними.
2)___ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
3)Что считается добрым поступком?
А. Забыть о неприятной просьбе
Б. Дать списать домашнее задание
В. Опоздать на неинтересную встречу
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу
4)Укажите поступки, которые одобряет общество
А. обман
Б. насилие
В. взаимопомощь
Г. унижение
5)Что является последствием злых дел?
А. дружба
Б. радость
В. вражда
Г. мирное сосуществование
6) Знания о добре и зле помогают людям
А. проявлять заботу о близких
Б. жить в мире
В. Дружить
Проверочный тест
"Шаги к успеху" ("Является ли добрым человек, который. ?" - дети должны ответить "да" или "нет") :
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.