Тагирова Елена Владимировна
Воспитательное мероприятие «Добро и зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Добро и зло».
Цель: воспитание ценностного отношения к людям.
Задачи:
образовательная:
познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;
показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты;
учить анализировать действия, поступки людей, отличать добро от зла.
развивающая:
развивать мышление, речь, внимание, кругозор.
воспитательная :
Публикация «Воспитательное мероприятие „Добро и зло“» размещена в разделах
воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту.
Методы воспитания и обучения : сообщение, беседа, поощрение, игра.
Оборудование: презентация, компьютер, конфеты для поощрения учащихся, музыкальное сопровождение, таблички с качествами добра и зла.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Я очень рада всех Вас сегодня видеть.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. (Слайд)
Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
2. Основная часть.
-Ребята, наше занятие я хочу начать со стихотворения. Послушайте его внимательно.
В одной стране всем заправляло Зло.
Однажды слуг оно собрало в зале тронном.
Здесь были: Жадность, Зависть, Хвастовство,
Гордыня, Эгоизм, Обман и Хамство.
Сидели Подлость, Лень, Измена, Лесть,
А так же Равнодушие и Чванство.
И каждый перед Злом ответ держал,
Доказывая, кто из них главнее.
Кто больше душ людских собой объял,
Активность проявлял всё это время.
-Я всех главнее,- Жадность говорит,-
Живу я в людях с самого рожденья!
-Я всех главнее! – Зависть ей кричит,-
Ты без меня не прожила б мгновенья!
-Да без меня вас не было б вообще! –
Промолвила Гордыня гордо.
Её поддерживали Хвастовство,
Измена, Лесть, Обман и Подлость.
-Я всех главней! – взял слово Эгоизм,-
Я порождаю Равнодушие и Хамство.
-И мы всегда с тобой, наш господин! –
Лень выкрикнули вместе с Чванством.
И слово Зло взяло: - Не спорьте, господа,
Я вижу, долг свой исполняете, сполна,
И служите вы мне прекрасно,
Но без меня не жить вам – это ясно!
Но в тронном зале появилось то,
Чего боялось правящее Зло.
Послушало все эти разговоры
И слугам Зла ответило Добро :
-Для душ людских – вы все враги.
Бороться с каждым мне, пожалуй, не с руки.
С рожденья людям Бог даёт Добро,
Я просто побеждаю Зло….
А помогают мне Любовь и Вера,
И этим чувствам в жизни нет предела.
Как ни глумитесь вы над душами людей,
Всё ж воскресает естество,
Из жизни исчезает Зло
И побеждает в ней Добро.
Так было и так будет неизменно!
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре и зле).(Слайд)
Вы очень внимательны, мы действительно будем говорить о добре и зле. Добро и зло (вывести на доске) существовали на земле во все времена. Поэтому люди творят и добрые дела и злые. Наверное, бывает трудно отличить добро от зла, ибо у них столько разных лиц. Давайте попробуем разобраться в этих лицах.
-Ребята, на доске лица Добра и Зла вперемешку, давайте распределим их в две колонки (милосердие, война, красота, зло, мир, чуткость, понимание, жесткость, черствость, отзывчивость, доброта, зависть, сострадание, любовь)
Ученики распределяют в две колонки слова.
- Ребята,закройте глаза и послушайте как звучат эти слова (чтение слов первой колонки).
- Что вы чувствуете, слушая эти слова? (зло- темное, грубое).
- Теперь послушайте слова из второй колонки.
- Добро - все светлое, нежное, теплое. Добро связано с миром, любовью к маме, к стране, к любимому делу.
-Ребята, вы любите сказки?
-Давайте вспомним сказки, какая одна из главных тем в сказках?
-В сказках много добрых и злых персонажей. (слайд)
-Назовите их. (Иван- царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Карабас - Барабас, Золушка, Баба- яга и др.).
Добро всегда побеждает Зло! Постарайтесь сегодня постичь истину - "добру откроется сердце".
Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В. Суслова. (Слайд)
Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
-Доброта. Что означает это слово? (ответы детей)
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
"Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". (Слайд)
-Ребята, а как вы думаете, какими качествами обладает добрый человек? (добрый человек - добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный).
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа.
Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость! Давайте вспомним некоторые из них. (Слайд)
1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4. Добрые слова дороже богатства.
5. Не хвались серебром, а хвались добром.
6. Кто добро творит, тому бог отплатит.
7. В ком добра нет, в том и правды мало.
8. Не ищи красоты - ищи доброты.
-В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом».
-Нравятся они вам?
-Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».
Как иногда за добро платят злом.
Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё :
- Я тебе не верю.
Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим. Все звери пума, лошадь, олень говорили, что за добро нужно платить злом.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
-Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.
-Ребята, правильно поступили змея и человек?
-Как должны поступать люди в таких ситуациях?
Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
-Давайте обратимся к книге, которую называют Книгой книг, Вечной книгой.
-Как вы думаете, это какая книга (Библия, Коран- священная книга у мусульман, Тора — священная книга иудеев) (Слайд)
- Библия, Коран, Тора – самые мудрые книги. В них сокрыто много тайн, но они открываются только добрым людям.
- Например, одна из великих мудростей книги: «Относись к людям так, как
хочешь, чтобы они относились к тебе».
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы)
- Нам нравится, когда хорошо к нам относятся другие, значит и другим это нравится.
-Ребята, а какие добрые дела вы можете делать каждый день, каждую минуту? (Слайд)
-За сделанное добро не нужно ждать похвалы или каких-то особых наград. Высшей наградой будет само осознание сделанного добра.
-Это качество называется щедрость (оказание бескорыстной помощи другим людям).
3. Итог. Рефлексия.
-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. -Ребята, давайте напишем с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми, и повесим на наше дерево добра. (Слайд)
-Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.
А закончить наше мероприятие я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе. (Слайд)