Светлакова
Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по окружающему миру.
Урок - театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма»
(2 класс)
Светлакова Эльвира Рафаильевна, учитель начальных классов
Цель урока :
Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи урока :
Публикация «Урок по окружающему миру во 2 классе „Жизнь пресного водоёма“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.
Ход урока.
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все в порядке?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края.
- Какие бывают водоёмы по происхождению? (естественные и искусственные
- Перечислите типы естественных водоёмов.
-Перечислите типы искусственных водоёмов.
- А что такое река? (это водный поток).
- Назовите части реки (работа с ИД)
- Найдите неверное рассуждение :
- Вода в реке всё время движется
- Вода течёт по естественному руслу
- Река имеет начало (исток) и конец (устье)
- Река – это водоём со стоячей водой
III. Работа над новой темой
-Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
. Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.
- Тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма». (презентация слайд 1)
Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем…
- Как вы думаете, какая цель нашего урока, что мы узнаем нового?
- Да; мы узнаем, что растёт и кто живёт в удивительном доме.
Выясним: можно ли назвать водоём природным сообществом.
Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?
…
Театрализованное представление: (подготовленные дети класса ведут урок)
Автор: - Однажды маленький мальчик Тимофейка отправился на рыбалку.
Тимофейка: - Как красиво, интересно наше озеро!
-А вот и моё любимое местечко в камышах. (презентация слайд 2)
Автор: - Тимофейка, многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз - растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник - его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.
Откроем учебник стр. 103 и рассмотрим ещё растения пресного водоёма.
(презентация слайд 3)
А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)
Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)
Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне. Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка - украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)
Может, Тимофейка, ты преподнесёшь их маме в подарок?
Тимофейка: - Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
На берегу нашего озера мы установим природоохранный знак: «Не рви кувшинки и кубышки!».
Тимофейка: - Озеро местами покрыто зелёным ковром. (презентация слайд 4)
Автор: - Это самый крошечный цветок - ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.
На берегах водоёма растёт череда (показ гербария, это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.
-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).
- Работа с ИД. Давайте правильно расставим названия растений.
(презентация слайд 5)
Тимофейка: - А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?
Автор: - Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.
Тимофейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?
Автор: - Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.
(Анимация пресного водоёма) ИД
Автор: - Сидит Тимофейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Тимофейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей - числа нет!
Рыбы (дети с масками) :
-Гляди-ка! Вот чудовище приплыло: два хвоста!
-Чешуи нет!
-И плавников только два!
-И жабр нет! Чем он дышит?
Появляется Водяной.
- Ну чего расшумелись? Что случилось?
Тимофейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?
Водяной: - Я, Водяной- хозяин этого водоёма.
Окунь: - Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно - грудым плавникам.
Ё ршик: - Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!
Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.
Пескарь: - Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя. Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.
Все хором: Ой, спасаемся, хищник!
Щука: - Хорош! Хорош!
- Желаю с вами познакомиться поближе. Я - щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её полтора метра.
Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.
Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!
Тимофейка: - Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок. Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками только единицы. Почему? (ответы детей)
Работа с ИД. Видео «Развитие лягушки из икринок»
Тимофейка: - А это кто ползёт по ноге?
Моллюски: - Мы – моллюски!- растительноядные улитки.
- Катушка! – Прудовик!
- Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.
Рак: - Чего расхвастались? Это я - подводный санитар, так как поедаю мёртвых животных.
-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?
Ответы-рассуждения детей.
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
Вывешивается природоохранный знак «Не лови раков!»
Учитель подводит вывод: - От существования одного вида зависит благополучие других.
Рак: - Ай – ай - ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?
Тимофейка: - Ракушки.
Рак: - Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.
IV. Физкультминутка.
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»
- К чему приводит бездумное уничтожение двустворчатых моллюсков?
Вывешивается природоохранный знак «Не губи моллюсков!»
-Всё связано между собой, если вмешается человек - нарушается природное равновесие. Понял Тимофейка и решил выбраться на берег.
Тимофейка: - Ух, ты! Вот я вынырнул!
Автор: - Оглянулся вокруг!
Тимофейка: - Как хорошо вокруг! Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы) - А чем питаются лягушки?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
Работа с ИД
-Если в водоёме исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?
-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)
-Ловят и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы - наши друзья!
-Не лови стрекоз!
Вывешивается природоохранный знак «Не лови стрекоз!»
-Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Прекрасно плавают, ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.
-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.
-Водоём – это природное сообщество.
V. Закрепление изученного.
-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!
Отметь верные рассуждения
А. Кувшинка – растение луга.
Кувшинка – растение водоёма.
Кувшинка – растение леса.
Б. У какого растения семена собраны в коричневый початок?
у камыша
у рогоза
у тростника
В. Почему клопы-водомерки не тонут?
они очень лёгкие
они умеют плавать
их ножки покрыты жиром
Г. Кого учёные называют живыми «фильтрами» водоёмов?
раков
лягушек
моллюсков
Д. Какое утверждение верное
Водоёмы радуют людей своей красотой.
Водоёмы – дом для водных растений и животных.
Засорять водоёмы нельзя
-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.
VI.Подведение итогов урока
Выставление оценок.
VII. Рефлексия
Я узнал…
Я могу себя повалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать картинку водоёма