Оксана Руднева
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Обитатели пресного водоёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая познавательно – развивающая игра
«Обитатели пресного водоёма».
Тема: Дидактическая познавательная игра «Обитатели пресного водоёма.»
Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды и пополнение уголка по экологическому развитию.
Вид: учебно – методического пособия : познавательно – развивающая игра.
Темочки:
- Водоемы. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
Предназначена для детей 5- 7 лет.
Цель: познакомить детей с пресным водоёмом как сообществом, с разнообразием обитателей пресного водоёма.
Задачи:Раскрыть и объяснить связи между членами сообщества пресного водоёма. Дать представление о разных видах рыб, обитающих в водоёмах, их внешних особенностях и отличиях, окраске, где живут, чем питаются.
Расширять знания названий растительного и животного мира пресных водоёмов края (не менее10 названий растений и животных,понимание значения связей между членами сообщества пресного водоёма, умение рассказать о них,знания правил поведения вблизи водоёмов и соблюдение их. Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам. Продолжать формирование умения видеть красоту родной природы. Развивать коммуникативные навыки в ходе работы по группам. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к пресным водоёмам и её обитателям.
Актуальность.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что – то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Предварительная работа:
Изготовление дидактической развивающей игры «Водоёма». Для этого понадобились: Маленькие картинки разных обитателей водоёма;они, вырезанные из картона и заломинированы;карточки с загадками о обитателях; плакаты с изображением водоёма.
Дидактическую игру можно использовать во всех видах деятельности детей в детском саду.
Конструкция рисунки с изображением осоки, лотоса, рогоза, стрекозы, рака, лягушки, щуки, малюски,ёрш,окунь,сом и др. ; 2 плаката с изображением пресного водоёма; 2 конверта, где находятся картинки с представителями животного и растительного мира; карточки с загадками об обитателях водоёма.
Составляющие элементы:
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- внесение игры как элемент на НОД;
- по используемому материалу и по количеству заданий;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- легкопереносимая; -можно использовать во всех видах деятельности
Данная игра даёт возможность систематизировать знания детей о растениях, животных пресных водоёмов. Большое влияние она оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивает способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатную игру целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективна она и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Ход игры
Воспитатель:
Мы все снимаем угол свой у матушки - природы,
И крыша нам над головой - суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас - спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами.
Воспитатель читает загадки:
1. Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)
2. Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)
3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
4. Молодые берёзки
Свои перед нами
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нё м отражается:
Как это зеркало называется? (Пруд)
5. К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной. (Ручей)
6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
Воспитатель: Как можно назвать одним словом наши отгадки?
Дети: Водоём
Воспитатель:
Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ
Дети:
Море. Так как это не пресный водоём.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие - на водоём. А с кем нам предстоит встретиться, узнаете, отгадав загадки:
- В воде она живёт, нет клюва, а клюёт.
- Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
- По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают. (Рыба)
А теперь все вместе встаньте, за руки возьмитесь, закройте глаза. Представьте, что мы плывём по чистой, прозрачной воде.
Нам реки, озёра знакомы.
Любим мы край наш родной,
Изучаем свои водоёмы
И загадки природы родной.
-Открываем глаза ну, вот мы и внутри водоёма. Ребята, рыбы хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
- В реках Краснодарского края обитает много рыбы.
- Какой формы тело у рыб? Почему?
- Какие части тела есть у рыб? Чем покрыто их тело?
- Для чего им нужны плавники и хвост?
- Кто знает, а как рыбки рождаются?
Какой пресный водоём может человек иметь дома? Какие представители в нем обитают?
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60471-1491295887.jpg)
Дети:
Аквариум. Водоросли, улитки, рыбы.
Воспитатель:
Кто природу любит,-
Много о ней знает,
Тот на картинки взглянет
И мигом угадает
Посмотрите на картинки и скажите названия обитателей пресных водоёмов, которые вам уже знакомы.
Растения
Животные
Лотос
Осока
Рогоз
Стрекоза
Раки
Лягушки
Щука
На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А так же есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма - прибрежные или водяные - хорошо приспособлены к своей среде обитания. Давайте отгадаем некоторые из них.
Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)
Воспитатель:
В воде и около неё обычно много обитателей животного мира. Это пресноводные, моллюски, насекомые, водоплавающие птицы.
А теперь я загадаю вам загадки, и мы посмотрим, хорошо ли вы запомнили обитателей, о которых мы говорили. А помогут вам в этом картинки.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 ВСЕ игры Дидактическая познавательно развивающая игра Обитатели пресного водоёма](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60471-1491295933.jpg)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Самого не видно,
А песню слышно. (Комар)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука)
-Колюч, да не ёж, кто же это? (Ёрш)
- Красивы, редки и хитры
Ест в нашей речке….(Осетры)
- На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется… (Карась)
- Выходит на охоту
Она, как на работу.
Плотва и караси,
Пощады не проси!
Она в пруду хозяйка.
Кто это? Угадай-ка! (Щука)
На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки)
Нам нужно выяснить, как связаны все обитатели водоёма. Мы составим "Водяные цепочки".
Составление цепочки можно сопровождать фотографиями.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60471-1491295979.jpg)
Вариативность применения дидактической игры «Обитатели пресного водоёма»
Вариант 1 «Сообщество пресного водоёма».
Цель: учить детей работать в группах; учить правильно расселять обитателей и делать вывод как связаны между собой обитатели водоёма; развивать речь,память,воображение.
На столе 2 плаката с изображением водоёма.
Воспитатель: Сейчас мы будем работать в группах. Перед вами два конверта. В них находятся картинки. Используя свои раннее полученные знания - выберите картинки только с обитателями пресных водоёмов : растения и животные. Наклейте их на наш плакат, где нарисован водоём. 1 группа расселяет в водоём растительный мир, а 2 группа - животный мир.
Вывод: Все обитатели пресного водоёма связаны между собой. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому водоём называют природным сообществом.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Проекты Дидактическая познавательная игра Обитатели пресного водоёма](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60471-1491296039.jpg)
Вариант 2 Составление правил поведения вблизи водоёмов.
Цель:Сформулировать правила, направленные на охрану обитателей водоёма. Научить детей бережному отношению к водоёмам.
Воспитатель:
Наша природа - настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. Но охранять это богатство необходимо. В мире 97 процентов водных ресурсов приходиться на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования.
Нам нужно составить определённые правила. Но сначала ответим на следующие вопросы:
Нужно ли охранять это богатство? Кто может уничтожить пресный водоём? Как люди вмешиваются в жизнь водоёма?
Дети приходят к выводу, что человек может нанести огромный вред водоёму и его обитателям.
Воспитатель:
Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе? Как человек должен охранять пресные водоёмы?
Составляются правила поведения человека на водоёме и вблизи него. Правила можно сформулировать в группах, нарисовать картинки (знаки) и вывесить на доску. Дети рассказывают о правилах, которые должен соблюдать человек.
Вариант 3 Рассматрение картинки «Пресноводный водоём»
Цель: учить описывать и сравнивать обитателей; составлять рассказ об обитателях; развивать пространственные отношения; формировать речь, память, логическое мышление.
-Найдите глазами щуку в пресноводном водоеме
- А теперь объясните словами, где расположена щука? (В середине водоёма справа, между сомом и окунем).
Рассматривание щуки. (картинка у каждого ребенка)
- Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета чешуя у щуки?
(Зеленого)
- А почему ей нужна зелёная чешуя с тёмными полосками и пятнами? (Такая чешуя нужна для того чтобы речные рыбы не заметили хищницу среди водорослей).
-Рассмотрите внимательно, окраска везде одинакова? (На спине и ближе к брюшку темнее.
Сравните свою щуку со щукой в водоёме, одинаковая окраска? (Щука в водоеме темнее).
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Предпосылки обогащение предметно развивающей среды и пополнение уголка по экологическому развитию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60471-1491296136.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Вид учебно методического пособия познавательно развивающая игра](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-60471-1491296174.jpg)
Вывод: Дидактическая игра способствует художественно – эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.