наталья ермократьева
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
▼ Скачать + Заказать документы
6 класс
Урок №2
Тема: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов»
Цель урока : Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса
Задачи урока : Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;
Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
Темочки:
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока Урок изучения нового материала
«Красный сарафан» - А. Варламов, слова Н. Цыганова
«Гори, гори, моя звезда» - П. Булахов, слова В. Чуевского.
«Жаворонок» - М. Глинка, слова Н. Кукольника
Ход урока.
1. Музыкальное приветствие.
2. Проверка по журналу.
3. Повторение пройденного материала и проверка д\ з:
• Послушайте и скажите, что звучит: (романс Варламова «Горные вершины»)
• А что такое романс? (Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.)
• Что звучит? (Вокализ Рахманинова)
• А что такое вокализ? (Вокализ – это пение без слов.)
• Что звучит? (Мендельсон Песня венецианских гондольеров)
• А как называется такая песня? (баркарола)
• А как переводится баркарола? (Баркарола – песня на воде.)
• Все, что мы услышали это какая музыка? (вокальная)
• А если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)
• Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)
4. Новая тема урока :
В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.
Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.
Из устного общения людей выросла и музыкальная речь.
И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.
• Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? В песнях и романсах.
• А что такое романс? Романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.
Тема нашего урока : «Старинный русский романс»
Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему.
В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.
Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а в месте с ней смятение души и восторг встреч и горечь разлук, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слезы разлуки.
А. Плещеев
Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о ем они и какие, вы мне ответите в течение урока.
И так, первый романс, который мы с вами послушаем и не просто послушаем, а посмотрим видеоклип называется «Гори, гори, моя звезда»
Время появления романса можно определить как декабрь 1846 года. Накануне 1847 года московские власти решили отметить 700-летие города. К дате объявили множество творческих конкурсов. К сочинению вдохновляла рождественская звезда (Рождество тогда предшествовало Новому году). К тому же, в это время воображение потрясало научное открытие планеты Сатурн, предсказанное астрономом Урбеном Леверье и сделанное Иоганном Галле в конце 1846 года. И в этой творческой атмосфере появился романс "Гори, гори, моя звезда". Стихи написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Пётр Булахов.
Давайте посмотрим, познакомимся с романсом
Видеоклип романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»
Мы с вами прослушали романс.
Давайте обратимся к тексту: (слайд слова)
• О каких чувствах рассказал нам этот романс? О любви
• Какой он по характеру? Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.
Можно поверить, что адмирал Колчак (а отрывок из фильма, который вы сейчас увидели о нем) пел "Гори, гори. " перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.
Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали "белогвардейским" и его исполнение в Советской России сочли не желательным.
Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.
Одним из известных композиторов, сочинявших романсы, был Александр Егорович Варламов (1801-1848) - известный русский композитор, автор около 150 романсов и песен, вошедших в классику русского искусства и не утерявших современного звучания вплоть до нашего времени.
• Этого композитора вы уже знаете по романсу? (Горные вершины)
Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова.
Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.
Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.
Место рождения песни: Москва.
Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)
• А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?
Слушаем романс «Красный сарафан»
(на экране слова)
• О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.
• Какая мелодия у романса? В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.
• Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах «и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.
Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.
Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.
Обычай старины :
В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.
На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.
После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.
Образный строй романсов русских композиторов охватывает различные сюжеты, но главное - передаёт палитру человеческих чувств и переживаний, от философских раздумий о смысле жизни, до восторженного любования красотой русской природы.
В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.
Романс - это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах.
• Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этот уроке.
• Теперь я вам не скажу и название романса, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?
Слушаем романс М. Глинки «Жаворонок»
• Как, по вашему мнению, может он называться? Жаворонок
• О чем этот романс? В романсе отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей
• Какой романс по характеру?
Написал этот романс русский композитор М. И. Глинка (1804-1857)= 52 года.
“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.
Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.
5. Итог урока :
Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
• Перечислите, с какими романсами мы познакомились, и кто их автор?
6. Распевание.
7. Разучивание песни (романса) М. Глинки «Жаворонок»
8. Д/З (история создания любого романса)